Где находится коренной сальник двигателя?

Коренные сальники ДВС: назначение, неисправности, замена

Начнем с того, что коренной сальник двигателя является сальником коленчатого вала. Сальник коленвала считается важным элементом в устройстве ДВС. Дело в том, что двигатель нуждается в эффективной и постоянной смазке. Для решения задачи силовые агрегаты имеют масляную систему, в которой моторное масло циркулирует под давлением и подается к разным нагруженным узлам.

В качестве такого уплотнителя выступает сальник коленвала или сальник двигателя коренной. Далее мы подробно рассмотрим назначение и особенности данного элемента, а также поговорим о том, какие неисправности и поломки возникают в том случае, если с указанным сальником начинаются проблемы.

Назначение и принцип работы коренного сальника двигателя

Как уже было сказано, к различным парам трения смазка поступает под давлением, также отдельные элементы внутри двигателя смазываются методом разбрызгивания или самотеком. Так или иначе, главной задачей является максимальное уменьшение трения, удаление продуктов износа, защита от механических повреждений и перегрева.

При этом передача крутящего момента от двигателя на другие узлы реализована путем вывода коленчатого вала из ДВС для соединения с маховиком. Одновременно с этим возникает необходимость герметизировать отверстие под вал. Для этих целей используется сальник коленвала.

Данный элемент выполнен из фторкаучуковой резины или силикона, фактически являясь уплотнительным кольцом. Диаметр коренного сальника равен диаметру коленчатого вала. Материал изготовления сальника термостойкий, также устойчив к воздействию моторного масла. Это позволяет избежать рисков повреждения уплотнителя от избыточного нагрева, которое возникает в результате трения.

Переднеприводные авто, где ДВС имеет поперечное расположение, а механизм газораспределения зачастую приводится ремнем ГРМ, сальник коленвала стоит в БЦ по причине того, что щиты на подобных силовых агрегатах конструктивно отсутствуют. Так или иначе, во всех случаях назначение элемента заключается в том, чтобы предотвратить утечку масла из блока цилиндров двигателя.

Во время работы мотора внутри картера масло находится под определенным давлением. Благодаря такому давлению осуществляется прижим сальника к деталям и уплотняемым поверхностям. Это позволяет надежно герметизировать двигатель от протечки масла в месте установки коренного сальника мотора.

Основные неисправности: течет коренной сальник

Даже с учетом того, что коренной сальник устойчив к износу, данная деталь все равно имеет ограниченный срок службы. Чтобы понять, когда нужно менять сальник коленвала, стоит учитывать, что даже качественное оригинальное изделие обычно служит не более 150-200 тыс. км. При этом стоит отметить, что сальник может выйти из строя намного раньше по целому ряду причин.

Среди основных специалисты выделяют следующие:

Еще следует отметить, что ошибки, которые могут быть допущены при установке сальника в рамках ремонта двигателя, способны не сразу вывести деталь из строя, однако ресурс закономерно сокращается (в некоторых случаях на 50-70%.).

Что касается перегрева двигателя, данное явление приводит к тому, что температура ДВС повышается выше той нормы, на которую изначально рассчитан сальник и способен выдержать его материал изготовления. Естественно, сильный перегрев приведет к тому, что сальник деформируется, уплотнитель попросту теряет свою эластичность и не способен обеспечить необходимую герметичность в месте установки.

Замена коренного сальника двигателя: особенности

Вполне очевидно, что поводом для замены сальника коленвала является утечка моторного масла. При этом сальник может течь как интенсивно, так и подтекать или потеть. В любом случае, с такой неисправностью эксплуатировать ТС крайне не рекомендуется.

Отметим, что указанных сальников два: передний и задний. Передний сальник коленчатого вала (ПСКВ) и задний сальник (ЗСКВ) желательно менять менять вместе. Что касается ПСКВ, этот сальник располагается с той стороны, где реализован привод ГРМ.

Опасность течи этого сальника заключается в том, что смазка может попасть на ремень ГРМ, в результате чего масло разъедает ременной привод, ремень может оборваться или проскользнуть. Как известно, обрыв ремня ГРМ может привести к серьезной поломке двигателя и загибу клапанов.

Так или иначе, при появлении течей необходима замена сальника коленчатого вала (как переднего, так и заднего). Давайте рассмотрим, как рекомендуют выполнять данную процедуру сами производители ДВС по мануалу. Начнем с замены ПСКВ.

  • Прежде всего, машину нужно загнать на смотровую яму, эстакаду или поднять на подъемнике. Далее потребуется снять защиту двигателя, а также защитный кожух ремня ГРМ.
  • После этого масло из ДВС нужно слить. Теперь можно переходить к демонтажу ремня генератора. После этого снимается переднее правое колесо, включается пониженная передача. Затем понадобится открутить болт шкива коленвала, сам шкив коленчатого вала снимается.
  • После следует включить повышенную передачу и далее выставить поршень в первом цилиндре в ВМТ (для выставления ориентируйтесь по меткам в лючке маховика и меткам на валу ГРМ).
  • Затем производится ослабление крепления натяжного ролика, после чего снимается ремень ГРМ.
  • Также выкручиваются болты крепления нижней крышки картера сцепления, крышка снимается вместе с прокладкой. Обратите внимание, прокладку желательно заменить в рамках обратной сборки.
  • Теперь нужно осуществить отсоединение маслоприемника от маслонасоса и коренного подшипника. Далее двумя отвертками с вала снимается зубчатый шкив, а также параллельно откручиваются болты крепления маслонасоса.
  • В результате маслонасос удается снять вместе с сальником. В дальнейшем старый сальник демонтируется, после чего предварительно смазанный новый сальник коленвала ставится на место. Дальнейшая запрессовка выполняется при помощи специальной надставки.

Что касается замены заднего сальника коленвала, в общих чертах процедура заключается в следующем:

  • На начальном этапе нужно снять коробку передач вместе со сцеплением. Перед тем, как снимать коробку, необходимо слить из нее трансмиссионное масло и отсоединить ШРУСы.
  • Затем нужно открутить болты крепления маховика к ДВС. После снятия маховика нужно также произвести демонтаж заднего щита сцепления и выкрутить болты, которыми крепится задняя крышка двигателя.
  • Сам задний сальник установлен в этой крышке, так что его можно демонтировать отвертками. Затем новый сальник предварительно смазывается моторным маслом и запрессовывается при помощи специальной оправки.
Будет полезно:  Какое масло лить после капиталки двигателя?

Напоследок добавим, что на коренных сальниках снаружи присутствуют специальные маркировки. Эти маркировки помогают установить уплотнительный элемент правильно, так как содержат информацию о том, в какую сторону вращается коленвал.

Подведем итоги

Как видно, замена переднего и заднего сальника коленвала не требует специальных инструментов, однако все равно понадобится выполнить достаточно большой объем работ. Помните, процедура является ответственной, так как достаточно высока вероятность ошибок как при установке самих сальников, так и в процессе разборки/сборки двигателя, выставления меток ГРМ и т.д.

Почему течет сальник коленвала и можно ли так ездить

Если в авто течет сальник коленвала, основной причиной проблемы является естественный износ детали или ошибки, допущенные при ее установке. В результате подтекания масло может выдавливаться на диск сцепления или ремень газораспределительного механизма, способствуя износу этих элементов.

Почему течет сальник коленчатого вала?

1. Износ в результате длительной эксплуатации. Поскольку сальник плотно прилегает к валу, на протяжении всего ресурса использования из-за вибраций со стороны коленвала элемент деформируется и частично отсоединяется от рабочей поверхности. Такая неисправность характерна для задне- и переднеприводных автомобилей с пробегом более 100 тысяч км.

2. Разрушение детали, связанное с длительной стоянкой автомобиля зимой на улице. Устройство засыхает или твердеет в результате длительного воздействия низких температур, из-за засыхания деталь деформируется и также не может плотно прилегать к валу.

3. Заводской дефект. Проблема появления масляных подтеков может быть связана с низким качеством материала, который использовался для изготовления запчасти.

4. Масло может давить из-под крышки или прокладки по причине ошибок, допущенных при монтаже устройства. Возможно, установка сальника на коленвал была неравномерной (при выполнении монтажа деталь забивалась в посадочное место с применением молотка), из-за чего элемент выдавливает масло.

5. Неполадки, связанные с работой двигателя. Если одновременно потекли сразу несколько сальников, этот «симптом» может быть обусловлен ростом давления картерных газов в моторе (в результате деталь выдавливается силой). В месте, где коленчатый вал прилегает к устройству, образуется люфт, через который выходит смазка.

6. Утечка масляного фильтрующего устройства. В результате износа фильтра смазка может попадать на сальник, выводя его из строя.

Как определить место утечки?

1. Если следы моторной жидкости зафиксированы в задней части двигателя, то нужно проверить целостность поддона и модуля коробки передач. Если трансмиссионный агрегат и поддон целые, то замене подлежит задний сальник.

2. Протечка смазки может произойти в трансмиссионном агрегате. Для проверки нужно взять масло, которое протекает, и капнуть его в воду. Если сальник коробки передач износился, то смазочное вещество сразу расплывется по поверхности жидкости. Масло из мотора должно держаться в виде капли после попадания в воду.

Можно ли ездить с протечкой?

Недолговременное использование автомобиля возможно при регулярной проверке уровня и добавления масла в двигатель. Необходимость ограничения эксплуатации авто связана с тем, что двигатель будет постепенно засоряться и потребуется его промывка. Кроме того, масло может попасть на контакты электроцепи и оборудования, что может привести к его неисправности.

Единственный вариант остановить течь лобового или заднего сальника — произвести его замену.

Что делать, если течет после замены сальника?

Если пользователь поменял сальник, но проблема течи все равно осталась то неисправность связана либо с неправильным монтажом, либо с использованием бракованной детали. Для устранения проблемы надо произвести демонтаж и повторную установку запчасти. Если это не помогло, нужно убирать старый сальник и ставить новый.

Как провести замену сальников двигателя: переднего и заднего

Сальник коленвала (или коренной сальник) является уплотнительным элементом двигательной системы и отвечает за ее герметичность. Его задача – предотвратить утечку масла. Замена сальников двигателя должна производиться при первых же признаках течи или в профилактических целях.

Разновидности и назначение сальников

По сути сальник – это уплотнительное кольцо. Для его изготовления используются фторкаучук или силикон, которые выдерживают нагревание и перепад температур, а также устойчивы к негативному воздействию моторного масла.

По месту расположения различают сальники 2-х типов:

  • Задний. Более крупный и износостойкий. Если был изготовлен качественно, может прослужить очень долго – особенно при надлежащем уходе за двигателем.
  • Передний. Отличается от переднего меньшими размерами и тем, что интенсивнее изнашивается. Прежде чем приступать к его замене, следует точно выяснить, какой из уплотнителей вышел из строя.

Назначение сальников

Мотор оборудован системой смазки, подающей масло во все рабочие механизмы. Особенность коленвала состоит в том, что его корпус выводится наружу, поэтому в местах выхода происходит утечка смазочного материала. Именно в этой точке и устанавливается сальник, диаметр которого полностью соответствует диаметру коленвала.

В автомобилях с задними приводами и продольно установленными двигателями уплотнители расположены в щите коленчатого вала перед опорным подшипником. В моторах, которые не имеют щитов (переднеприводные автомобили с продольно расположенными двигателями и ременными ГРМ) сальники устанавливаются в блоке цилиндров.

Если сальник неисправен, происходит утечка смазочного материала.

Причины протекания сальника

Ресурс детали составляет от 100 до 200 тыс. км пробега – в зависимости от качества самой запчасти и того, насколько внимательно автолюбитель ухаживает за ДВС. Впрочем, замена сальника двигателя может понадобиться и значительно раньше.

Факторами, вызывающими преждевременный износ, считаются:

  • Перегрев двигателя. Несмотря на термостойкость, материал изготовления имеет предел переносимых температур – и ограничивается он, как правило, нормированным нагревом мотора. При перегреве уплотнитель начинает терять свои свойства, становится ломким, деформируется, герметичность его снижается.
  • Несвоевременная замена моторного масла. Образующийся в процессе работы ДВС осадок в виде металлических частиц и попавших извне загрязнений наносит механические повреждения материалу сальника. Мелкая царапина со временем становится трещиной, провоцируя течь смазки. Своевременно следует менять и масляный фильтр, от которого зависит качество смазки.
  • Длительный простой автомобиля. Если машина долго не используется да еще и находится на морозе, то сальник высыхает и растрескивается либо теряет эластичность.
  • Неисправность ДВС. Повышенное давление картерных газов провоцирует выдавливание даже нового сальника и образование щели между ним и коленвалом.
  • Биение коленвала. При пробеге свыше 100 тыс. км детали двигательной системы изнашиваются, расшатываются. Коленвал начинает вибрировать, между ним и сальником появляется зазор, плотное прилегание становится невозможным. Сам уплотнитель в результате износа деформируется.
Будет полезно:  Атмосферник или турбированный двигатель какой лучше?

Замена переднего сальника двигателя

Прежде чем приступать к работам, следует проверить систему вентиляции картера на предмет загрязнений и при необходимости очистить. В противном случае масло будет сочиться даже с новым сальником.

Замена производится так:

  1. Снимается крышка ремня ГРМ.
  2. Ослабляются крепежные гайки ремня генератора, после чего ремень снимается. Удобнее всего производить снятие сначала со шкива генератора, а затем со шкива коленвала. Установка при сборке проводится в той же последовательности.
  3. Ослабляется болт, фиксирующий шкив коленчатого вала.
  4. Шкив демонтируется.
  5. Ослабляется натяжной ролик ремня ГРМ.
  6. Демонтируется шестерня коленвала. Ее извлечение может оказаться проблематичным — необходимо использовать специальный съемник и / или обработать засевшую деталь специальной жидкостью.
  7. Снимается ремень ГРМ.
  8. Извлекается старый сальник.
  9. Посадочное место очищается от загрязнений — накопившейся пыли, песка, осевшего масла.
  10. Устанавливается новый сальник. Перед посадкой деталь рекомендуется смазать маслом или литолом. Важно правильно установить — малейший перекос или загиб спровоцируют течь и выведут запчасть из строя.
  11. Собрать механизм в обратном порядке, учитывая метки на корпусе маслонасоса, шестерни или маховике.

Иногда заменить сальник двигателя можно и без снятия крышки. В этом случае понадобится специальный съемник, с применением которого деталь аккуратно устанавливается в посадочное гнездо.

Если своевременно не устранить течь, масло начнет попадать на элементы двигательной системы, выводя их из строя. В основном страдает ремень ГРМ — постоянное воздействие масла разрушает его структуру и может привести к обрыву.

При обрыве ремня ГРМ клапаны может погнуть — потребуется их полная замена плюс замена всех расходников, некоторых сопутствующих деталей и расходы на ремонт и притирку. В особо запущенных случаях может понадобиться ремонт поршневой системы.

Замена заднего сальника двигателя

Его протечка не приводит к таким проблемам, как в случае с передним. Однако масло попадает на диск сцепления – тот со временем утрачивает свои свойства, чем начинает доставлять водителю неприятности. Не стоит забывать и о повышенном расходе масла.

Технология замены такова:

  1. Из коробки передач сливается масло, с неё снимаются ШРУСы.
  2. КП и корзина сцепления демонтируются.
  3. Снимается стопорная пластина, после чего демонтируется маховик.
  4. Снимается тыльный щит сцепления.
  5. Откручиваются болты, фиксирующие заднюю крышку мотора.
  6. Извлекается старый сальник, посадочное гнездо очищается.
  7. С помощью специального приспособления устанавливается новый сальник.
  8. Производится сборка в обратном порядке.

Почему следует обращаться в автосервис

Если вы решили поменять сальник на двигателе самостоятельно или обратиться к гаражному мастеру, стоит взвесить все «за» и «против». Неправильная установка или повреждение детали в процессе не только снижают ее ресурс вдвое, но и могут спровоцировать побочные эффекты в работе двигателя. Чаще всего запчасть повреждается в процессе монтажа, когда вместо спецоборудования используются подсобные инструменты для посадки уплотнителя в гнездо. В последнем случае важно иметь опыт и правильно рассчитать усилие.

Также при любительском ремонте часто происходит загиб края уплотнительного кольца при укладке в посадочное гнездо. Двигатель продолжает течь, а новая деталь подлежит повторной замене.

Обращение в сервис избавит вас от риска ошибочного диагностирования проблемы и дополнительных трат. Протечку сальника часто путают с выходом из строя масляного фильтра, датчика давления масла и с износом прокладки масляного насоса. Автовладелец меняет сальник, но проблема не исчезает — потому что причина определена неверно. Только опытный мастер способен быстро определить настоящую причину поломки.

Что такое коренной сальник двигателя. Как заменить изношенное уплотнение.

Содержание своего автомобиля в рабочем состоянии не так дорого обходится, если своевременно менять простые, но важные детали. В их числе и коренные сальники . Это специальные элементы уплотнения , имеющие большую важность в масляной системе всех узлов автомобиля. Попробуем рассмотреть именно коренной сальник двигателя, что это и каковы его характеристики.

Определение и особенности работы изделия

Сальник располагается в месте выхода коленвала из двигателя и соединения его с маховиком. Он представляет собой уплотнитель, изготовленный из специального термоустойчивого материала (термокаучуковая резина, силикон и так далее). Главное, что материал абсолютно инертен к температуре и химическому составу масла. Диаметр сальника равен диаметру вала и может отличаться в зависимости от модификации авто.

Рабочее масло, помогающее слаженно функционировать всем рабочим элементам, не вытекает наружу благодаря именно коренному сальнику . В тех случаях, когда элемент изношен или сломан, может возникнуть следующие проблемы :

  • Отработанное масло будет попадать в камеру сгорания двигателя . В результате реакции под действием высоких температур будут накапливаться остатки сгоревшего масла. Это забивает функциональные элементы двигателя.
  • Недостаток рабочего масла негативно скажется на всех металлических деталях узла. Большая сила трения и высокое давление при работе мотора способны постепенно разрушить даже прочную сталь.
  • На переднеприводном авто высокая концентрация масла при вытекании через недействующий сальникразъедаетремень ГРМ . Если он рвется, возможен загиб клапанов и поломка двигателя. Починка ДВС стоит в сотни раз больше одного-двух сальников.
  • В заднеприводной машине масло может попадать на стык мотора и коробки передач, что в результате может повлиять на работу сцепления , а это уже опасно для движения.

Меняется коренной сальник 1 раз на 150–200 тысяч км. Однако, показатель абсолютно индивидуален. Например, при замене масла с опозданием либо его полном расходе возможен перегрев в узлах. В результате эластичность уплотнителя ухудшается, а затем он лопается и пропускает смесь. Грамотный водитель всегда следит за каждым из агрегатов автомобиля.

Будет полезно:  Что делать если приперли машину?

Принцип действия и виды сальников

Условно можно выделить такие задачи уплотнителей :

  • снижение силы трения металлических частей;
  • защита от перегрева и износа;
  • предотвращение попадания инородных веществ в рабочую среду (для этого на поверхности изделий есть специальные углубления – пыльники).

Принцип работы у всех одинаковый, а вот тип и расположение зависят от привода и вида автомобиля. Более подробно рассмотрим каждый вариант:

  • Сальники коренныена переднеприводных авто установлены в самом блоке цилиндров. Щиты на этих агрегатах не предусмотрены их конструкцией. Сальник держится отчасти благодаря высокому давлению внутри картера мотора. Уплотнители хорошо прижимаются к поверхности стержня и не герметизируют узел.
  • В большинстве заднеприводных машин конструкцией предусмотрен щит коленвала, в нем и установлен сальник с передней части опорного подшипника.

Многие автолюбители часто пытаются заменить сальники самостоятельно, сэкономив при этом. Прочитав разные инструкции на форумах, они приступают к действиям. Однако важно понимать, что каждая ошибка – это минус 50–70% ресурса сальника. Если при правильной установке он прослужит 200 тысяч км, при кустарном способе установки стоит быть готовым к износу уже через 70–100 тысяч.

Чтобы произвести замену коренного сальника на переднеприводном авто самому, потребуется ряд действий:

  • поднять авто домкратом (либо заехать на смотровую яму);
  • снять защиту ДВС и кожух ГРМ;
  • удалить масло из мотора;
  • демонтировать ремень ГРМ ;
  • снять правое колесо передней оси;
  • включить пониженную передачу;
  • снять крепление шкива и снять сам шкив;
  • переключить повышенную передачу;
  • выставить поршень первого цилиндра в ВМТ (для этого помогут метки);

Руководствуясь логикой и аккуратностью, можно самостоятельно произвести замену. Однако в случае сомнений стоит обратиться на станцию техобслуживания. Сальники важно покупать только заводского производства. Такие элементы изготавливаются по определенным стандартам и служат весь установленный срок службы.

Если эта статья помогла Вам, ставьте “палец вверх 👍 “, оставляйте комментарии и подписывайтесь на наш канал!

Коренной сальник и его последствия

Toyota Mark II 2002

  • Привет всем, не смог удержатся что бы не написать более подробно о замене коренного сальника, история не очень длинная, но поучительная.

    И так потек коренной сальник (уж лучше бы тек) решил поменять, 500 р. сальник 4 т.р. работа. Сразу как забрал машину заметил что на скорости 30-60 км/ч появилась вибрация, при наборе скорости 80 км/ч она пропадает начисто. Тут же вернулся обратно в сервис, два раза откручивали и проворачивали кардан, эффекта ноль, подвесной смотрели, коробка вроде плотно сидит, по всем признакам все хорошо, а вибрация есть и где еще искать понятия не имею, в других сервисах помощи вообще ноль (только капусту стрегут за посмотреть).

    Прошло две недели…

    Закончилась эпопея с вибрацией. Долго и много я ездил по сервисам в попытках найти (хотя бы) проблему. Много нового узнал про Иркутский автосервисный мир. Возможно вы посчитаете это рекламой или антирекламой, но я хочу что бы Вы и все жители нашего славного города знали что где и как у нас ремонтируют и сколько это все стоит. Пишу только свое личное мнение. Как есть…

    Сервис №1 — АВТОСОС (виновники появления вибрации) честно пытались найти причину, три раза заезжал к ним, долго думали, крутили, курили, даже заводили машину на подъемнике (я сидел в салоне давил на газ, он искал причину под машиной) в итоге посоветовали мне проверить балансировку колес, скорее всего ляпнули уже от бесысходности. Потрачено денег — 0 руб.

    Сервис №2 — ДИ-СТАНЦИЯ, заехал описал проблему и поперся ждать на улицу (холодно), так как в самом сервисе присесть как то желания не было, очень грязный и тесный сервис, я по началу вообще подумал как в этой темноте и грязи они вообще что то увидят, но после непродолжительного свечения лампой под машиной и проверки всех подушек мне сказали что надо их прокатить на машине и уже по месту послушать то что меня так раздражает, в итоге посоветовали тоже проверить балансировку колес, возможно что они в электронике ассы, не спорю, но как ремонтники подвески они меня не впячетлили. Потрачено денег — 350 р.

    Сервис №3 — КУЗМИХА, все у них неплохо, отношение, зона отдыха, телик клевый на стене висит, машину помыли, да и я отдохнул на диване прихлебывая кофе. Вердикт, замена почти всех подушек, линки и еще что то по мелочи “от сюда и вибрация” как сказали мне они, общая сумма ремонта с запчастями выходила примерно 26 т.р., но я решил пока подождать с заменой, не могло все в раз взять и сломаться. Потрачено денег — 300 руб. (у них не жалко эту сумму оставить)

    Сервис №4 — НИССАН Центр, там с порога сразу сказали “меняй кардан”, но записаться на ремонт не предложили, да и я не особенно и настаивал. Потрачено денег — 0 руб.

    Сервис №5 — KIA сервис. Записался на прием, но заехать так и не получилось. Так что не чего более конкретного я про них сказать не могу.

    Сервис №6 — MOBISS. Заехал. Озвучил проблему, подняли. Пока я доставал и прикуривал сигарету сказали “все готова, подойдите пожалуйста”. На обоих карданах большом и маленьком на заводе ставят метки смещения, т.к. кардан изначально идет отбалансированный, то и ставить его надо по уму, а не как тебе приспичило, метки должны находится на одной линии, чего и не было сделано в Сервисе №1, устранение причины заняло минут 10 + лекция о криворукости некоторых мастеров, открутили четыре болта и повернули кардан на 90 градусов, все, 500 р. в кассу. Красавцы конечно, за что им отдельный, до земли поклон.

    Источники:

    http://pikabu.ru/story/pochemu_techet_salnik_kolenvala_i_mozhno_li_tak_ezdit_6869045

    http://mashinapro.ru/1723-kak-provesti-zamenu-salnikov-dvigatelya-perednego-i-zadnego.html

    http://zen.yandex.ru/media/id/5c63be04ff409c00af5cb4f9/5c7754dd513e0c00b380265a

    http://www.drom.ru/reviews/toyota/mark_ii/68504/43768/

    http://www.zr.ru/content/articles/602700-zaryadnye-ustrojstva-zaryadku-provodit-avtomat/

  • Ссылка на основную публикацию