Гелевый аккумулятор разрядился в ноль что делать?

Как оживить гелевый аккумулятор

Срок службы гелевой батареи (АКБ), по утверждению производителей, — не менее 10 лет. На практике необходимость ее ремонта или замены становится очевидной спустя 3-4 года, когда наблюдается снижение емкости или высыхает электролитный раствор. Изделие относится к категории необслуживаемых элементов, но опытные владельцы транспортных средств знают, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

От свинцово-кислотных аналогов такие АКБ отличаются рядом технических характеристик и составом электролита. Связующим раствором в нем служит дистиллированная вода с добавлением силикагеля, который наглухо запечатывает содержимое корпуса.

Это позволяет избежать испарений химических веществ, что сказывается на уровне экологичности устройства — его можно устанавливать не только в салоне машины, но и в жилых помещениях. Кроме того, благодаря отсутствию выброса газов обеспечивается их повторное участие в рабочем процессе и увеличивается срок службы изделия.

Еще одним преимуществом АКБ является возможность размещать ее в любом положении — на боку или вверх дном, в то время как кислотные батареи нуждаются в строго вертикальной фиксации.

Аккумуляторы с гелевым электролитом не требуют глубокой подзарядки, быстро заряжаются и сохраняют ресурс в режиме ожидания в течение 2 лет.

Из-за увеличения количества циклов заряда-разряда возможно более интенсивное использование таких изделий.

Среди негативных особенностей подобных батарей отмечают:

  1. Неустойчивость к низкой температуре. При -50⁰C электролит замерзает и становится ломким.
  2. Быстрый выход из строя при подаче напряжения свыше 15 В.
  3. Высокую цену.

Как проверить гелевый аккумулятор

При отсутствии явных изъянов устройство проверяют с помощью вольтметра и нагрузочной вилки, в течение 3-4 секунд имитирующей работу стартера. Нагрузку подключают после установки значений напряжения на клеммах, а далее на короткий период подсоединяют импровизированный движок.

Темпы восстановления электродвижущей силы оценивают, наблюдая за стрелкой вольтметра, которая должна подниматься обратно.

Быстрое падение тока свидетельствует о том, что аккумулятор почти израсходовал свой ресурс, новое устройство заряжается долго. Если изменений не происходит, напряжение можно увеличить, прибавляя постепенно по 5 В. В ходе операции следует обратить внимание на то, чтобы температура прибора не превышала 40-45⁰С.

Подлежит ли гель восстановлению

Основанием для восстановления АКБ служит высыхание влаги в электролите. Для проверки уровня жидкости в банках крышку аккумулятора вскрывают ножом либо другим острым инструментом. При возвращении крышки в первоначальное положение необходимо убедиться в отсутствии на клапанах грязи.

Из-за нее они могут не закрыться, и гель будет высыхать быстрее. Кроме того, учитывают целостность корпуса устройства и его содержимого. Объем сохраненного в аккумуляторе заряда должен составлять не менее 30% от положенной величины.

Основные правила безопасной зарядки

Зарядку гелевого аккумулятора можно выполнять в домашних условиях. Главное — обеспечить поступление постоянного тока. Процедуру проводят с помощью зарядного устройства на 12В, которое применяется только для гелевых приборов.

Такие зарядки можно изготовить своими руками. От других изделий их отличает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере 0,1 от мощности батареи, зарядное время при этом составит около 12 часов. Прибор, рассчитанный на устройства кислотного типа, использовать нельзя.

АКБ заряжается полностью и с низким уровнем энергии не эксплуатируется.

Долгое пребывание в разряженном состоянии приводит к снижению емкости. Предупредить эту ситуацию позволят регулярные подзарядки аккумулятора.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Гелевые аккумуляторы более требовательны к обслуживанию, поэтому для их восстановления нужна большая аккуратность. В ходе процедуры используются следующие инструменты:

Для восстановления уровня электролита потребуется дистиллированная вода, ее можно купить в аптеке.

Заливка дистиллята

Аккумулятор разбирают, сняв с него верхнюю крышку, после чего пинцетом удаляют резиновые колпачки клапанов. Затем шприцем добавляют в каждую банку по 2 мл дистиллята. Заливать жидкость нужно постепенно, по мере впитывания воды в гель. Восстановленный уровень должен полностью покрывать свинцовые пластины, а излишек влаги откачивают тем же шприцем.

В ряде случаев вместо дистиллированной воды в АКБ заливают электролит. Это сработает, если АКБ старая и реанимировать ее нужно временно.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После добавления дистиллированной жидкости клапаны возвращают на место и закрывают крышкой, которую фиксируют скотчем или клеем, а сверху укладывают груз. Это необходимо для того, чтобы предотвратить срыв клапанов под действием выделяющегося газа.

При подключении батареи к зарядному устройству на вольтметре выставляют значение 14-15 B и дожидаются, когда аккумулятор восстановит потребление тока (в течение 14 часов). Если этого не произошло, напряжение повышают до 20 B.

Важно не оставлять батарею без присмотра, поскольку восстановление электролита приводит к резкому падению нагрузки и может спровоцировать задымление и выгорание устройства. Поэтому, как только пойдет ток, уровень электродвижущей силы снижают до 14 B и продолжают заряжать АКБ в стандартном режиме, т. е. зарядом, равным 0,1 от ее номинальной емкости.

Циклическая зарядка

Метод используется при сильной потере емкости. Он предполагает проведение 3-4 повторяющихся циклов зарядки и разрядки.

Первые две проводятся под высоким напряжением в 25-30 B, которое по мере увеличения потребления тока постепенно снижается до 14 B. Для разрядки используют лампочку на 5-10 Вт, при этом необходимо следить за тем, чтобы разность потенциалов не оказалась ниже отметки 10,5-11 В.

После восстановления батарею заряжают в стандартном режиме. Если вернуть аккумулятору всю мощность не удалось, его используют с неполным зарядом либо приобретают новую модель.

Как продлить устройству период работы

Срок службы гелевого аккумулятора зависит от условий эксплуатации и ухода за ним. Не рекомендуется допускать полной разрядки батареи.

Если это произошло, применяют ограниченную схему восполнения заряда — не в 10%, а в 5% от заявленной емкости — и вдвое увеличивают время процесса. Потери энергоемкости при таких действиях меньше, чем при стандартном способе.

Для того чтобы не было подобных ситуаций, следует приобрести мультиметр. В профилактических целях регулярно проверяют правильность крепления клемм и 1 раз в квартал производят полный цикл зарядки батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

  1. При вздутии банок, которое вызывается отслоением геля от пластин. Подобный дефект определяют визуально.
  2. При разрушении содержимого корпуса в результате продолжительного воздействия высокой температуры. Если во время осмотра АКБ из нее доносятся посторонние звуки, элемент «оживить» нельзя. Можно также просветить отверстия банок и убедиться в том, что свинцовые пластины утратили первоначальный внешний вид.

Правильным решением в таком случае будет покупка новой гелевой батареи.

Восстановление гелевого аккумулятора

Привычные кислотные АКБ установлены на большинстве транспортных средств. Появление гелевого аналога ознаменовало новую эру этих устройств. Однако существует множество особенностей прибора в эксплуатации, характеристиках и восстановлении. Принципиальные отличия в этих критериях заставляют каждого автолюбителя искать точную информацию о правильном обслуживании.

Когда требуется восстановление гелевого АКБ

Практики знают, период безоблачной эксплуатации щелочной батареи с гелем ограничивается 4 годами. После этого срока батарея становится менее емкой, с нее выкипает вода, электролит густеет и больше не способен обеспечивать транспортное средство нужными электрическими показателями. Несмотря на рекомбинационные процессы в газе, восстановление гелевого АКБ сложный процесс, требующий определенных навыков и знаний. Прежде всего, следует позаботиться о внесении дополнительного количества дистиллята для возобновления структуры электролита. Производители позиционируют приборы как необслуживаемые модели, однако народные умельцы все же нашли некоторые способы, повышающие срок службы батареи.

При появлении признаков отслойки электролита от электродов гелевого аналога следует понимать, что восстановительные процессы более невозможны. В этом случае гораздо проще забыть об отработанном приборе и обзавестись новым.

Другим необратимым процессом является разрушение АКБ. В дальнейшем работы по реанимации прибора будут сводиться к потере времени и усилий без ощутимого эффекта. Чтобы убедиться, что с аккумулятором произошли такие повреждения довольно просто. Небольшая встряска с доносящимися изнутри оборудования характерных шумов – верный признак проблемы. Повреждения корпуса, трещины или сколы говорят о невозможности дальнейшего обслуживания и спасения батареи.

Визуальная диагностика АКБ

Причина, по которой следует заняться восстановительными работами по возвращению гелевому аккумулятору прежних емкостных показателей, считается уменьшение на его клеммах в заряженном состоянии вольтажа до показателя 10В.

Первыми действиями до процесса восстановления становится визуальный осмотр. Необходимо убедиться, что корпус не имеет никаких повреждений, целый и обеспечивает надежную герметичность внутреннему составу аккумулятора. Кроме того, встряска и отсутствие при этом какого-либо шума говорит об исправности прибора и возможности проведения дальнейших манипуляций по восстановлению. В противном случае стоит забыть о приборе и задуматься о приобретении нового.

Для возвращении гелевого АКБ к нормальной работоспособности следует проверить уровень остаточного напряжения. Этот показатель не должен быть ниже 60%. В этом случае работы будут заключаться в добавлении дистиллята и зарядке прибора. Если наблюдается снижение до 30% и ниже, следует понимать, что не всегда восстановительные работы могут увенчаться успехом. В этом случае все мероприятия могут быть напрасными, хотя шанс на положительный исход все же существует.

Проверка уровня электролита

Со слов производителей преимущество гелевого аккумулятора в сохранении на протяжении всего срока эксплуатации уровня электролита. Это не всегда так, поскольку подача более высокого уровня тока на клеммы прибора в процессе зарядки или испарение воды со структуры геля все же имеет место. Внутренний состав банок между электродами с течением времени становится более сухим, теряет способность к площади покрытия катодов и анодов, что приводит к падению емкости.

Для проверки электролитического уровня необходимо посмотреть на показатели индикаторов, если таковые имеются, или самостоятельно вскрыть крышку с колпачками. При наличии снижения объема геля следует его восполнить. Процесс заключается в добавлении дистиллированной воды в структуру гелеобразной массы. Самое важное – постепенность введения жидкости с постоянным контролем покрытия влагой электродов.

Будет полезно:  Клей герметик для фар автомобиля какой лучше?

Время впитывания в гель дистиллята в среднем составляет от получаса до 40 минут. С такой периодичностью следует осуществлять повторные проверки уровня электролита и добавлять воду повторно при необходимости. Если на поверхности геля образовывается слой чистого дистиллята, его следует устранить, поскольку это чревато неблагоприятными последствиями для батареи. По завершению работ внутренняя часть аккумулятора снова закрывается герметически старой крышкой. Для обеспечения плотности соприкосновения ее с корпусом используется двухсторонний скотч или клеевой состав. Обратно устанавливаются и все колпачки.

Методы восстановления

В общих чертах восстановительные работы базируются на восполнении воды в гелеобразном электролите. Это осуществляется через доливку жидкости до нужного уровня. Кроме того, следует проводить зарядку батареи. В зависимости от уровня снижения напряжения на входных клеммах прибора или его технического состояния, может применяться постоянная зарядка длительное время или циклическая.

Заливка дистиллята

Процесс потери воды электролитом гелеобразной консистенции случается по простой причине выхода из полости банок водорода. В процессе заряда и разряда на электродах образовывается ток, который получается из разделения воды на гиддрооксильную группу и отдельные ионы водорода. В среде электролитической жидкости водород не может найти себе «пристанище» и вместо того, чтобы оставаться внутри, заново принимать участие в реакциях, он устремляется через резиновые клапаны наружу. Как следствие – образование воды обратно в прежнем объеме нереально, поскольку часть ее химического состава утеряна безвозвратно.

Данный процесс приводит к снижению концентрации дистиллята, что для геля грозит его высыханием и потерей свойств как электролитического материала. Во многих приборах на основе геля производитель на крышке наносит надпись «Do not open», чтобы предотвратить разрушения, связанные с разгерметизацией батареи. Но без нарушения этого правила долить дистиллят в пересушенную массу геля невозможно.

Для проведения обслуживания такого аккумулятора потребуется срывание крышки, снятия всех колпачков-клапанов. Уровень доливаемого дистиллята должен производиться несколько ниже от края горловины банки. Для улучшения равномерности впитывания воды следует пользоваться фильтрационной бумагой. При этом лучше рассмотреть состояние геля и необходимость продолжения процедуры с помощью хорошего фонарика.

ВАЖНО: Для заливки в гелевый АКБ используется исключительно дистиллированная вода. Наивысшего качества этот продукт производится в аптеке, хотя отсутствие подделок на сертифицированных точках распространения дистиллированной продукции гарантирует не меньшую заботу о высохшем геле.

Перед процессом заливки необходимо запастись обычным медицинским шприцом на 10 или 20 кубиков, резиновой грушей, защитными приспособлениями. В отличие от кислотных аналогов гелевые аккумуляторы более безопасные в обслуживании, однако не стоит забывать о мерах предосторожности со щелочами, кислотами, другими агрессивными средами.

Процесс заливки состоит из таких этапов:

  1. В медицинский шприц без иглы набирается 10-20 кубиков воды, заливается каждая отдельная банка поочередно до уровня несколько ниже горловины;
  2. Оставляется прибор в таком состоянии на 5-10 минут для впитывания дистиллята. Обычно этого хватает для впитывания необходимого количества влаги в гель;
  3. Лишняя влага, которая собирается в слой на поверхности электролита и четко отличается по жидкой структуре, устраняется обратно тем же шприцом.

СПРАВКА: Если аккумулятор был сильно разряжен, это не первое восстановление или по ряду других причин есть необходимость более длительного выдерживания с дистиллятом, следует продлить время до 30-40 минут. После этого периода вода не будет впитываться совсем, что означает максимальное насыщение структуры геля.

  1. Колпачки закрываются обратно, крышка закрывается герметично, проверяется целостность батареи;
  2. АКБ заряжается до восстановления емкостных показателей на клеммах.

Существует и другой способ восстановления гелевой батареи. Для осуществления его следует обзавестись теми же материалами и приспособлениями, что в первом случае, однако процесс несколько отличается:

  1. Открыть батарею, сняв крышку, открутив колпачки-клапаны;
  2. в шприц набирается достаточное количество дистиллята и вносится ровно по 3 кубика в каждую отдельную банку;
  3. после заливки должно пройти 5-10 минут, чтобы отделились газы и воды;
  4. Колпачки и крышка устанавливаются на прежнее место, батарея герметизируется во время этой операции;
  5. Подключается АКБ к зарядному устройству до восстановления прежних или приближенных показателей емкости.

При установке на прежние места защитных резинок необходимо обеспечить им хорошую фиксацию перед процессом зарядки.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

После доливания дистиллята в полость банок с электролитом гелеобразной консистенции необходимо провести обычную зарядку батареи. Для этого необходимо выставить на выходах зарядного устройства ток на уровне не выше 0,1 доли от емкости прибора, а вольтаж до 14,4-14,6 В. При наличии в конструкции батареи источника бесперебойного питания, можно произвести зарядку прямо в корпусе без необходимости извлечения из него. Зарядка должна производиться с отсутствием нагрузок с подключением к сети.

Если батарея в период зарядки длительное время (более 14 часов) не способна принять ток и изменить свою емкость, то необходимо подавать более высокое напряжение. На ЗУ устанавливается уровень до 20 В, что должно повысить восприятие тока прибором.

ВАЖНО: Такая манипуляция с повышением напряжения до 20 В требует постоянного контроля со стороны человека. При снижении уровня напряжения необходимо своевременно заметить сам момент, отключить зарядку и выставить новые параметры. Если это проигнорировать или попросту прозевать, существует большая вероятность безвозвратной порчи батареи. Если сила тока в несколько раз превысит допустимое значение гелевая АКБ и вовсе способна выгореть и задымиться.

При приеме тока аккумулятором следует обратно снизить подаваемое напряжение к уровню 14 В, соблюдая требования к силе тока – не более 0,1 часть от емкости АКБ. Дальнейшая зарядка производится в привычном порядке.

Циклическая зарядка

В простонародье данный процесс носит название «Раскачки». Это произошло от характера восстановления. Требуется подача высокого тока и полная разрядка батареи в несколько подходов. Это похоже на раскачивание на только что смазанных качелях, чтобы они смазывающая субстанция равномерно распределилась на металлических стыках, и они стали сами легко качаться. В случае с гелевым аккумулятором требуется при первой зарядке подавать на клеммы прибора ток с напряжением до 30 В, но не ниже 25 В.

В среднем требуется от 3 до 4 циклов такого усиленного питания. Первый и второй циклы выполняются на более высоком напряжении – до 30 В. Обязательно производить постоянный контроль за процессом. Для 3 и 4 цикла характерно снижение подаваемого напряжения вплоть до отметки 14 В. Чтобы произвести разрядку аккумулятора с гелевым наполнением следует подбирать слабую нагрузку. Отлично подходит низковватная лампочка, рассчитана на мощность до 5-10 Вт.

ВАЖНО: Автомобильные переноски лучше не использовать в качестве разгрузочного сопротивления, поскольку они часто оснащены дополнительными лампами, мощность которых достигает 50 или 75 Вт. При высокой нагрузке гелевой батареи существует риск ее поломки без возможности дальнейшего восстановления.

Важно при разрядке контролировать уровень напряжения. Он не должен опускаться ниже значения 10,5-11 В. Следует заметить, что в некоторых случаях гелевые аккумуляторы невозможно спасти даже с применением циклической зарядки. Это связано с отстранением выводов АКБ от свинцовых пластин. Отремонтировать такую батарею самостоятельно просто нереально. Решение может быть в виде двух вариантов:

  • Покупка новой батареи;
  • Использование аккумулятора с более низкими емкостными показателями.

В каких случаях восстановление АКБ невозможно

Существует несколько визуальных особенностей гелевых батарей, которые говорят о невозможности восстановительной работы с ними. Прежде всего, это явные повреждения или вздутия корпуса. Тогда нарушается герметичность электролита или пластины вовсе разрушены. Проще отказаться от старого и присматриваться к вариантам новых батарей.

Признаки невозможности восстановления гелевой АКБ:

  • Несколько сразу или одна из банок с гелем вздулись. Это заметно по внешнему виду оборудования и происходит в результате отслойки геля от стенок электродов;
  • Частичное или полное разрушение свинцовых пластин. Возникает в результате проведения процесса зарядки батареи в помещении с плохой вентиляцией, длительного использования оборудования. В результате долгого и частого применения высоких токов, подогреваемых внутреннюю начинку батареи, структура пластин, электролита и стекловолокна разрушается. Самые сложные случаи при вскрытии порадуют автолюбителя угольной трухой. Чтобы диагностировать это «заболевание» следует слегка встряхнуть батарею. При наличии любого постороннего шума следует отказаться от идеи восстановления параметров.

Заключение

Гелевые аккумуляторы являются новыми и пока широко не признанными среди владельцев транспортных средств. Для тех, кто все же решился на приобретения такой батареи следует изучить основные характеристики и принципы восстановления. При бережном уходе есть возможность использовать щелочные АКБ значительно дольше, чем срок, на который они рассчитаны производителями.

Особое внимание следует уделять процессу определения невозможности восстановления. Это существенно сэкономит время и усилия. Если батарея на основе гелеобразного электролита издает при встряхивании лишние звуки или просто вздулась – следует купить новую.

Восстановление гелевых аккумуляторов

Как восстановить гелевый аккумулятор? Такой вопрос возникает у собственников автомобилей, скутеров, прочей техники через 3–4 года из-за стремительной потери емкости и испарения влаги из электролита. Чаще всего вышедшие из строя АКБ заменяют новыми. Частично изношенные батареи подлежат восстановлению. Перед тем как начать процесс «реанимации» источника питания, нужно обратить внимание на ряд моментов.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Принцип работы гелевых батарей схож с тем, который используется в кислотных герметизированных аккумуляторах. Хотя производители выделяют 2 отличия.

Электролит представлен в виде геля, состоящего из дистиллированной воды, серной кислоты. Поэтому АКБ и получила такое название. Некоторые автомобилисты называют аккумуляторы гелиевыми. Это неправильно, поскольку для их заправки применяется не газ.

Недопустим и перезаряд гелевой батареи, приводящий к стремительной потере емкости. Зарядное напряжение лучше поддерживать на уровне 14–16 В.

Среди положительных качеств выделяют:

  • Глубокую подзарядку аккумулятора осуществлять не нужно. Ведь скорость восстановления заряда не влияет на состояние пластин электродов.
  • Минимальные потери энергии (не более 20%) в состоянии покоя.
  • Количество циклов заряда-разряда увеличено. Поэтому допускается более активная эксплуатация.
Будет полезно:  Как определить что провернуло вкладыши двигателя?

Как проверить гелевый аккумулятор?

Восстановление эксплуатируемых гелевых аккумуляторов – процедура, требующая определенных усилий. Поэтому необходимо точно знать, в каких случаях приступать к ней нецелесообразно.

  1. Вздутие банок. Возникает такой эффект из-за отслоения геля от свинцовых пластин. Такую батарею оживить или реанимировать невозможно. Определить недочет можно во время осмотра.
  2. Нарушение целостности пластин. Внутреннее содержимое банок разрушается под воздействием высоких температур, а также при подаче чрезмерного большого зарядного напряжения. Проверить аккумулятор можно, заглянув внутрь через предварительно сформированное отверстие. При полном или частичном разрушении пластин, стекловолокна проблема выявляется на слух. Если при тряске слышен шум, то гелевую АКБ необходимо утилизировать.

Если видимые дефекты не установлены, то нужно подготовить прибор для проверки. Для этих целей подходит вольтметр, дополненный нагрузочной вилкой. Для того чтобы получить точные значения, нужно:

  1. Установить значение напряжения на клеммах.
  2. Подключить нагрузку.
  3. В течение 3–4 секунд имитировать работу стартера.
  4. Оценить скорость восстановления напряжения.

Если ток падает достаточно быстро, то срок эксплуатации АКБ подходит к концу. Выявить неисправность можно, обратив внимание на скорость зарядки. К примеру, новый гелевый аккумулятор заряжается достаточно долго. Для зарядки старой АКБ требуется значительно меньше времени.

Своевременно выявить проблемы несложно. Для этого требуется качественное обслуживание гелевых аккумуляторов, выполнение рекомендаций производителей.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи?

Несмотря на то, что гелевые АКБ относят к необслуживаемым изделиям, можно попробовать их оживить в домашних условиях. Для восстановления нужно подготовить такой перечень предметов:

  • Дистиллированная вода. Ее лучше приобретать в аптеке. Ведь в магазинах нередко продают недостаточно хорошо очищенную жидкость.
  • Пинцет.
  • Шприц.
  • Отвертки.
  • Зарядное устройство.

Просмотрите видео про восстановление гелевого акб.

Контроль количества электролита – первый этап

Хотя компании-производители и отмечают, что уровень геля в АКБ автомобиля остается неизменным даже через несколько лет, постепенно он высыхает. И чаще всего такой эффект наблюдается, если периодически подается чрезмерно большой ток зарядки.

Для восстановления уровня электролита аккуратно демонтируется крышка и колпачки. Для этих действий потребуется пинцет или отвертки. Заливать электролит необходимо постепенно. Важно следить за тем, чтобы пластины были полностью покрыты жидкостью.

Дистиллированная вода впитывается в гель за 30-40 минут. Именно через такой временной промежуток и нужно проверять остаток, доливать жидкость. Всю лишнюю воду обязательно удаляют, а колпачки с крышкой устанавливают обратно. Для дополнительной фиксации используются клеевые составы, двусторонний скотч.

Следующий этап – зарядка гелевого аккумулятора

К зарядке гелевых аккумуляторов своими руками можно приступать через несколько часов после заливки дистиллированной воды. Перед данной процедурой на крышку батареи стоит расположить груз, чтобы она не слетела под действием избыточного давления. Основная причина его возникновения – образование определенного количества водорода внутри банок.

Изначально подается напряжение в 14–15В. Это действие выполняется до тех пор, пока гелевый акб начнет потреблять ток. На это требуется около 14 часов. Если по истечению этого периода аккумулятор не зарядился, то напряжение необходимо повысить до 20 В.

Как только напряжение увеличено, отходить от заряжающегося устройства нельзя. Как только пойдет ток, нужно постепенно снижать напряжение до 14В и заряжать до полного восстановления. В противном случае, можно не только испортить АКБ, но и спровоцировать пожар, задымление.

Цикличная зарядка при полной потере емкости

Для раскачки восстанавливаемой гелевой АКБ используется и другой подход. Суть его заключается в выполнении 3–4 циклов зарядки и разрядки с установленной периодичностью.

Первые два цикла выполнятся под довольно высоким напряжением (около 25–30В). При этом процесс должен постоянно контролироваться. Во всех последующих циклах требуется ступенчатое понижение напряжения до 14 В.

Для разрядки батареи необходимо использовать минимальную нагрузку. Для этих целей отлично подойдет небольшая лампочка (на 5–10 Вт). Не допускается применение автомобильных переносок, которые дополнены лампочками по 50, 75 Вт. Ведь это приводит к полному выходу из строя аккумуляторной гелевой батареи. В процессе разрядки необходимо следить за тем, чтобы напряжение не падало ниже 10,5–11 В.

Иногда даже циклическая зарядка не способствует восстановлению гелевого аккумулятора. Отсутствие возможности эксплуатации обусловлено отхождением выводов от свинцовых пластин. Самостоятельный ремонт такой батареи невозможен. Есть два выхода из сложившейся ситуации:

  • Использование АКБ с меньшей емкостью.
  • Приобретение нового аккумулятора с характеристиками. В технической документации прописываются параметры.

Целесообразно ли «оживлять» гелевую АКБ?

Восстанавливать гелевый аккумулятор стоит лишь в случае, когда частично или полностью высох гель. Процедура оживления включает заливку дистиллированной воды. Для этих целей применяется шприц.

Ремонт не выполняется, если повреждены пластины, нарушены контакты. При обнаружении таких дефектов выполняется утилизация старой батареи.

Гелевый аккумулятор – это относительно новое устройство, имеющее преимущества и недостатки. Их изучение и учет избавит от проблем и сложностей, связанных с эксплуатацией, восстановлением.

Интересные видео про зарядку гелевого акб


Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Не подлежащие восстановлению АКБ

Гелевый аккумулятор с разрушившимися пластинами

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Теперь непосредственно о том, как восстановить гелевый аккумулятор. В галерее ниже показан порядок действий. Сначала снимается верхняя пластиковая крышка. Затем удаляются резиновые колпачки со всех банок.

Снимаем пластиковую крышку

Снимаем резиновые колпачки

Аккумулятор готов к заливке воды

Есть также разновидности гелевых аккумуляторов с индивидуальными крышками над каждой банкой. Придётся снимать их все, а затем удалять резиновые колпачки.

Удаление пластиковых крышек

АКБ готова к восстановлению

Не стоит заливать много дистиллированной воды. И тем более пластины не должны в ней плавать. Вода требуется для того, чтобы вернуть в нормальное состояние гелевый электролит и восстановить аккумулятор. В процессе эксплуатации дистиллированная вода испаряется и в результате гель высыхает. Лучше залить немного воды 1–2 «кубика» и оставить АКБ на 2–3 часа.

Вода постепенно впитается. Потом дольёте ещё, если потребуется. Достаточно просто, чтобы стекловолокно с гелем было в увлажнённом состоянии. Но в воде ничего плавать не должно. Если в банке бултыхается вода, её нужно откачать тем же шприцем.

Дистиллированную воду проще всего отмерять и заливать шприцем

Дальнейшее восстановление подразумевает обычную зарядку аккумулятора. Не забывайте, что напряжение при этом не должно превышать 14,4–14,6 вольта, а ток составляет 0,1 от ёмкости батареи. Если аккумулятор из ИБП, то можете установить его обратно и зарядить в корпусе. Для того просто подключите его в сеть и включите без нагрузки.
Может получиться так, что в процессе зарядки аккумулятор будет очень плохо принимать ток. Если зарядка идёт уже несколько часов, а ток не воспринимается, нужно увеличить напряжение до 20 вольт.

Внимание! При этом вам нужно будет постоянно следить за процессом зарядки, пока не пойдёт ток. Это будет видно по падению напряжения. Важно не пропустить этот момент, иначе гелевый аккумулятор будет испорчен. Скажу больше, превышение тока в несколько раз от допустимого вызовет задымление и выгорание гелевого аккумулятора.

После того как АКБ начнёт принимать ток, установите напряжение около 14 вольт. При этом ток не должен превышать 0,1 от ёмкости батареи. Затем заряжайте в обычном порядке и аккумулятор будет восстановлен.
Вернуться к содержанию

Если батарея сильно потеряла ёмкость

В таком случае нужно провести циклическую зарядку, чтобы «раскочегарить» аккумулятор. Батарея заряжается насколько можно, а затем разряжается. Для этого можно использовать автомобильную лампочку небольшой мощности. Так можно выполнить 3-5 циклов. Следите за тем, чтобы в процессе разрядки напряжение не падало ниже 10,5 Вольта.

Так, восстанавливать или нет?

Как видите, в некоторых ситуациях гелевый аккумулятор можно восстановить. Однако это можно сделать только в случае простого высыхания гелевого слоя электролита. Можно залить дистиллированной воды и вернуть батарею к жизни.

Будет полезно:  GDI или MPI какой лучше?

Но в случае серьёзного повреждения пластин даже в одной из банок, аккумулятор можно выбрасывать. К покупке нового аккумулятора следует готовиться и при нарушении контакта пластин с выводами банок. Если процесс начался, то аккумулятору осталось недолго.

Опрос

Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о восстановлении гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию

Как оживить гелевый аккумулятор

Источники постоянного тока с загущенным электролитом используются в автомобилях и блоках бесперебойного питания. В процессе эксплуатации происходит износ устройств, негативно влияющий на емкость. Владельцам, желающим сэкономить на приобретении новых батарей, необходимо знать, как восстановить гелевый аккумулятор.

Принципиальные отличия гелевых аккумуляторов

Гелевые батареи, относящиеся к химическим свинцово-кислотным источникам постоянного тока, отличаются агрегатным состоянием электролита. Рабочая жидкость состоит из смеси серной кислоты и дистиллированной воды с добавлением силиконового загустителя.

Раствор, имеющий консистенцию густого желе, заполняет промежутки между отрицательными и положительными электродами, повышая энергоемкость и прочность конструкции. Густой раствор обеспечивает удержание образующихся при работе батареи газов, которые затем рекомбинируются в ходе химических реакций.

Для удержания геля используется сепаратор, изготовленный из пористого пластика. Материал обеспечивает сохранение прочностных характеристик при нагреве или механических нагрузках. Сепаратор способствует сохранению стабильного зазора между пластинами и исключает вероятность короткого замыкания.

Для улучшения контакта густого электролита с положительной пластиной используется дополнительная прокладка из стекловолокна (толщиной 0,3-0,4 мм).

Для изготовления положительных и отрицательных пластин используется сплав из свинца и кальция с добавкой олова. Материал обеспечивает увеличение срока эксплуатации аккумулятора и поддерживает стабильный пусковой ток. Гелевая батарея допускает несколько сотен циклов разрядки и зарядки без утери начальных характеристик емкости.

Еще одним отличием гелевых источников питания является способность работать при наклоне корпуса. Густой электролит не вытекает из промежутка между пластинами даже при повороте корпуса на угол более 90°.

Батареи с гелевым наполнителем допускают глубокую разрядку при подключении энергоемкого внешнего оборудования. Конструкция устройства допускает выведение из состояния глубокого разряда. Не требуется подключения внешнего источника питания сразу после разрядки аккумулятора.

Глубокая разрядка частично заряженной батареи не оказывает негативного влияния на емкость устройства. Густой электролит обеспечивает низкий саморазряд аккумулятора, дополнительно увеличивающий срок службы изделия.

Как проверить гелевый аккумулятор

Обслуживание и проверка источника питания гелевого типа состоит из следующих этапов:

  1. Проведение визуального осмотра корпуса на предмет появления вздутий или трещин.
  2. Проверка полости банок, не допускается крошение пластин и электролита.
  3. Проведение замера напряжения на клеммах в состоянии покоя тестовым прибором. Затем производится подключение нагрузочной вилки, имитирующей работу стартера двигателя или внешней нагрузки. Сопротивление удерживается в подключенном состоянии на протяжении 4-5 секунд, затем владелец визуально оценивает быстроту восстановления исходного напряжения. Исправный аккумулятор показывает под нагрузкой напряжение в пределах от 11,5 до 12 В.

Подлежит ли гель восстановлению

Заводы-изготовители не рекомендуют проводить восстановительные работы, поскольку при выходе из строя гелевого аккумулятора происходит необратимое разрушение пластин и корпуса. После проведения проверки владелец может попытаться вернуть исходные параметры батареи, но манипуляции не гарантируют положительного результата. Для восстановления устройства применяется методика доливки дистиллированной воды с последующей зарядкой от внешнего источника питания.

Для восстановительных работ отбираются батареи гелевого типа, имеющие напряжение на контактных штырях в пределах от 50 до 60% номинального параметра. Если напряжение снижено на 25-30%, то источник питания удается восстановить до начальной емкости. Изделия с пониженными характеристиками восстанавливаются частично.

Основные правила безопасной зарядки

Правила безопасной зарядки гелевых батарей:

  1. Перед проведением зарядки изделие отключается от внешней цепи (от бортовой сети машины или электропроводки блока автономного питания). Батарея устанавливается в проветриваемом помещении, корпус и контактные штыри очищаются от налета пыли и окислов.
  2. Для обслуживания гелевых аккумуляторов используется специальное зарядное приспособление. Применять стандартные блоки, предназначенные для зарядки малосурьмянистых свинцово-кислотных устройств, запрещено.
  3. Для обеспечения сохранности рабочих характеристик сила тока в цепи заряди не превышает 10% от емкости батареи (параметр указывается на корпусе). Например, для восстановления аккумулятора емкостью 72 А*ч необходимо выставить параметр на уровне 7,2 А. Для проверки значения используется штатный прибор, установленный в зарядном блоке. Допускается применение дополнительного тестового прибора, который вводится в цепь питания.
  4. Если владелец хочет восстановить емкость в ускоренном режиме, то зарядный ток увеличивается на 30% от исходного значения. Допустимый параметр указывается на заводской бирке на корпусе (поле Max Initial Current). Ускоренная методика подзарядки оказывает негативное воздействие на элементы конструкции, злоупотреблять функцией не следует.
  5. При восстановлении емкости гелевой батареи требуется поддерживать напряжение в пределах 14,3-14,5 В. Точное значение параметра указывается на корпусе аккумулятора. Запрещается повышать напряжение в цепи зарядки более допустимого предела, поскольку начинается размягчение гелевого состава с потерей исходных характеристик.

Как проводится восстановление аккумуляторной батареи

Восстановление батареи с загущенным электролитом выполняется по методике, стандартной для свинцово-кислотных источников тока.

Поскольку причиной падения характеристик является снижение плотности и подвижности рабочего раствора, то необходимо ввести в банки дистиллированную воду. Из-за конструктивных особенностей процесс реанимации батареи требует от владельца знаний электротехники и внимательности.

Заливка дистиллята

Процедура ремонта батареи путем заливки дистиллированной воды состоит из этапов:

  1. Снять верхнюю декоративную крышку, защищающую резиновые вентиляционные пробки.
  2. Протереть поверхность корпуса от пыли, а затем последовательно снять защитные колпачки. Существуют модификации батарей гелевого типа с пластиковыми индивидуальными крышками, установленными в каждой банке. Если крышки запаяны, то для доливки воды потребуется просверлить коротким сверлом отверстия диаметром 2-3 мм.
  3. Ввести в полость каждой банки по 1,5-3 см³ дистиллированной воды. Жидкость заливается при помощи медицинского шприца с удлинительной трубкой, рекомендуется равномерно распределить воду по видимой поверхности электролита. Заполнять банку водой запрещается, поскольку излишек влаги негативно влияет на электрохимические параметры батареи.
  4. Выдержать паузу 2-3 часа, необходимую для впитывания воды гелевым составом. Залить дополнительно 1,5-3 см³ и снова дождаться окончания впитывания жидкости. Одновременно тестовым прибором проверяется напряжение на клеммах. При восстановлении характеристик электролита происходит рост напряжения.
  5. Закрыть резиновые пробки и установить на место крышки. Если в заглушках сверлились дополнительные отверстия, то каналы заделываются герметиком.
  6. Подключить батарею к внешнему зарядному блоку для восстановления емкости.

Восстановление с помощью длительной зарядки АКБ

Длительная зарядка гелевого аккумулятора выполняется после заливки банок дистиллированной водой. Часть владельцев рекомендует установить на крышку дополнительный груз, опасаясь выдавливания пробок давлением газа. При длительной зарядке гелевых источников тока активного газообразования не происходит, в конструкции крышки предусмотрен клапан для стравливания излишков давления в атмосферу.

Параметры зарядки устанавливаются в пределах, указанных на заводской этикетке. Описанная в ряде источников методика восстановления напряжением 20-30 В категорически запрещена, поскольку приводит к ускоренной деградации электролита и разрушению пластин. При длительной зарядке производится снижение силы тока в цепи с пропорциональным увеличением времени восстановления. Последующие циклы разрядки и зарядки позволяют восстановить емкость батареи.

Циклическая зарядка

При утере емкости необходимо разрушить кристаллы сульфата свинца, образовавшиеся на поверхности электродов и активной массы. Вернуть исходные параметры возможно путем последовательных зарядок и разрядок. Батарея подключается к зарядному блоку и восстанавливается до максимально допустимого уровня.

Затем к клеммам подсоединяется устройство с небольшой мощностью (например, малогабаритный вентилятор или автомобильная лампа, рассчитанная на напряжение на 12В).

Разрядка прекращается при падении напряжения на клеммах до 10,5 В.

Зарядное устройство для зарядки гелевого аккумулятора.

Проведение 4-5 тренировочных циклов позволяет восстановить емкость батареи с исправными электродными пластинами. Если произошло разрушение сетки и выпадение активной массы, то циклическая зарядка не обеспечивает восстановления характеристик. Владелец может продолжить эксплуатацию источника питания с пониженной емкостью или приобрести новое изделие.

Как продлить устройству период работы

Основные способы продления срока работы аккумуляторов гелевого типа:

  1. Данные батареи рассчитаны на высокий разрядный ток, что обеспечивает устойчивость к коротким замыканиям. Но перегрев элементов внешней цепи приводит к возгоранию деталей и повреждению аккумулятора. Для продления срока службы источника питания следует предусмотреть плавкую вставку около положительной клеммы.
  2. Устройство следует хранить в заряженном состоянии при температуре 20°С (допускается кратковременное складирование при показателях -20…+50°С). В процессе хранения проверяется напряжение на клеммах, при падении параметра до 12,6 В производится подзарядка. При дальнейшем падении значения начинается сульфатация пластин, приводящая к уменьшению емкости.
  3. При установке батареи в блок бесперебойного питания рекомендуется использовать модуль подзарядки на основе солнечных батарей. Устройства обеспечивают поддержание заданного напряжения на клеммах, срок эксплуатации аккумуляторов достигает 12 лет.
  4. После расконсервации гелевого аккумулятора производится выравнивающая зарядка, позволяющая скорректировать параметры по банкам. Напряжение восстановления указывается на заводской этикетке или запрашивается у изготовителя батареи.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Владелец может попытаться реанимировать гелевую батарею с неповрежденными электродами и целым корпусом. Если отмечено раздувание кожуха, то дефект указывает на выпадение активной массы из электродных пластин. Деформация кожуха определяется при визуальном осмотре, подобные источники питания восстановлению не подлежат. Невозможно выполнить ремонт источников питания с разбитыми пластиковыми корпусами, заклеивать или запаивать трещины запрещается.

Дополнительным способом проверки изделия является определение состояния пластин. В домашних условиях тестирование проводится путем встряхивания батареи. Если произошло разрушение элементов, то из корпуса будет доноситься посторонний звук.

Владелец может визуально осмотреть полость через технологические отверстия. Если на электродах обнаружены повреждения, то оживить аккумулятор не получится. Восстанавливаются лишь устройства с пересохшим слоем электролита, что негативно влияет на емкость изделия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector