Чем прогреть двигатель в мороз

Прогрев двигателя на морозе – ехать или ждать?

Теоретически, вы можете начинать уборку снега или очистку автомобиля с включенным двигателем, но есть риск поломки двигателя, хотя весьма незначителен. Однако существует реальная опасность для двигателя, связанная с таким поведением, как поддержание холодного двигателя на холостом ходу, но ущерб этого может быть значительным. Как подготовить автомобиль к вождению, чтобы не испортить его и почему не стоит откладывать вождение после запуска холодного двигателя на холоде?

Заводка двигателя на морозе: ехать или ждать?

  • Современный экономичный двигатель в режиме холостого хода очень медленно нагревается, потребляя при этом много топлива
  • Длительная работа холодного двигателя на обогащенной смеси приводит к разбавлению моторного масла топливом
  • Скорость нагрева салона автомобиля в условиях замерзания зависит от размера и типа двигателя и комплектации автомобиля дополнительными нагревательными модулями.

Прогревать двигатель на морозе вредно для него

Очистка окон и вывоз снега из машины занимает около 10 минут. Может ли двигатель, работающий без нагрузки на холостом ходу, прогреться за это время? Большинство современных двигателей не могут! Более того: при сильных морозах минус 10 градусов по Цельсию дизельный двигатель не достигнет рабочей температуры даже после часа работы без нагрузки!

Многое, однако, зависит от конструкции двигателя. Старые энергоблоки, особенно бензиновые, «выделяли» много тепла и относительно быстро прогревались. Современные двигатели имеют более высокую эффективность, и поэтому меньше энергии, получаемой от сгорания топлива, преобразуется в тепло, которое двигатель нагревает сам, а также нагревает салон автомобиля. Современные дизельные двигатели имеют самый высокий КПД, поэтому они прогреваются медленнее всего. И еще одно отношение: это размер двигателя. Чем больше мощность блока питания, тем больше тепла, которое можно использовать, среди прочего для обогрева салона автомобиля.

Долгосрочная работа над обогащенной смесью: убить двигатель!

В любом случае, запустив двигатель при низкой температуре и оставив его на холостом ходу, мы заставим его долго работать на обогащенной смеси. Часть топлива стекает по стенкам цилиндра в масляный поддон – так же, как в дизеле при сжигании сажи из сажевого фильтра – с дизельными и бензиновыми двигателями, одинаково пострадавшими от прогрева автомобиля на холоде. Чем больше топлива в масле, тем тоньше оно становится, тем ниже его вязкость и тем меньше оно защищает двигатель при перегрузках. Конечно, мы не будем таким образом ломать двигатель нашего автомобиля в течение одного сезона, но, регулярно повторяя эту ошибку, мы приводим к ее ускоренному износу. Чем холоднее начинается, тем хуже.

Как безопасно подготовить машину к дороге?

Во-первых, обеспечить видимость. Окна, по крайней мере, передние и боковые, должны быть свободны ото льда.

Во-вторых, смести снег с крыши. Получить билет на автомобиль с снежным колпаком легче, чем прогревать его под домом, это также намного опаснее. Если снег из машины (а иногда и изо льда) падает на кого-то во время вождения, у нас могут возникнуть проблемы с выходом далеко за пределы билета.

В-третьих, запустить двигатель и ехать. Когда начинать движение? Если машина исправна и двигатель не издает никаких нежелательных шумов – немедленно! На практике в некоторых двигателях форсунки слегка вентилируются, в других – для заполнения толкателей гидравлических клапанов требуется несколько секунд, и, прежде чем они это сделают, они стучат. Масло, достигающее всех точек смазывания двигателя, даже нового, длится не более нескольких-нескольких секунд. По истечении этого времени каждый момент задержки в начале путешествия уже не оправдан.

Как прогреть машину во время морозов?

Однозначно, машину нужно прогревать во время движения. Однако стоит придерживаться нескольких правил:

  • особенно, когда холодно, вы должны определенно избегать движения на низких скоростях. Обороты настолько низкие, что система привода и двигатель автомобиля, и даже весь автомобиль вибрируют, недопустимы!
  • следует избегать высоких оборотов, близких к максимальным
  • Вы можете проехать первый километр-два при слегка повышенных оборотах 3000 об / мин. например, на 3-й передаче.
  • для ускорения прогрева двигателя его можно дополнительно загрузить, в том числе потреблять электроэнергию, такую ​​как обогрев заднего стекла, зеркала, сиденья или рулевого колеса
  • с первых секунд движения воздушный поток должен быть хотя бы частично направлен на ветровое стекло. Когда мы сделаем это позже, когда горячий воздух уже выпускается из вентиляционных решеток, замерзшее стекло подвергается тепловому удару – оно может даже лопнуть!
  • Если индикатор температуры охлаждающей жидкости падает при парковке на светофоре, это нормально, и это связано с высокой эффективностью двигателя, который вырабатывает мало тепла – просто на обогрев салона уходит больше, чем двигатель может «произвести» при парковке на светофоре, когда работает без нагрузки.

Почему некоторые автомобили имеют эффективный обогрев, а другие нет?

Это правда, что есть даже современные экономичные дизели, которые способны быстро обогреть салон большого внедорожника или фургона, несмотря на сильные морозы. Однако это «мгновенное» тепло не вырабатывается двигателем – таких чудес не бывает! Лишь у многих автомобилей, особенно с более высокой полки или в модификациях с высокой комплектацией, установлены дополнительные обогреватели под капотом, которые устанавливаются на заводе – часто сгорания, работающие по тому же принципу, что и парковочная система «webasto». Если такого устройства нет, то маленький экономичный двигатель не гарантирует тепловой комфорт зимой, а при остановке на светофоре падает не только указатель температуры, но и внутренняя часть холода. Это не неисправность – у этого типа есть!

Allzap › Блог › Греть или не греть двигатель в мороз?

Греть или не греть – вопрос отнюдь не философский, а чисто технический, когда речь идет о двигателе автомобиля.
В зимнее морозное утро в гаражных обществах и на стоянках наблюдается привычная картина: десятки машин с включенными двигателями стоят на прогреве, а их водители сидят в ожидании или общаются между собой. Но вот появляется очередной, который сразу же после поворота ключа стартует с места. Его провожают недоуменные и даже осуждающие взгляды: дескать, не бережет мотор! Справедливо ли устоявшееся мнение, действительно ли нужен предварительный прогрев двигателя в мороз?

Правило разогревать автомобили при низких температурах появилось еще в советские годы. «Деды» подогревали моторы по двум причинам:

• холодный карбюратор работал неустойчиво, а работа «на подсосе» приводила к перерасходу топлива и загрязнению свечей и камеры сгорания;
• минеральные масла эпохи развитого социализма плохо переносили мороз и становились густыми, существенно увеличивая нагрузки на двигатель.

Сегодня, когда появились новые, морозостойкие, виды смазок, а на смену карбюраторам пришли более современные системы впрыска топлива, многие автомобилисты решила, что прогрев мотора – такая же часть истории, как и охота на мамонтов. Другие, традиционалисты, продолжают жечь топливо, «на всякий случай», полагая, что хуже не будет. И тех, и других уже не переубедить. А что делать новичку, который только формирует водительские привычки, к какому лагерю ему примкнуть?

Европейцы машины не греют

Интересно, что даже в советских инструкциях по эксплуатации автомобиля не сказано ни слова о необходимости прогрева. В европейских авто – и подавно. Более того, в странах ЕС длительная работа машины на холостом ходу считается нарушением закона: водителю дается не больше минуты, чтобы начать движение при любой погоде.

Очень активно ведется пропаганда против «бездумно» включенных моторов сразу по нескольким фронтам:

• экологическом – в деталях описывается вред природе от «лишних» выхлопов;
• экономическом – предлагается посчитать, сколько топлива (евро) в год сжигается впустую из семейного бюджета;
• техническом – дается информация о снижении ресурса силового агрегата при работе на холостом ходу.

Можно, конечно скептически улыбнуться и предложить тем же бюргерам сравнить зимние температуры на нашей и их родине: дескать при «минус» пять можно поехать и без прогрева, а попробуй при «минус тридцать». Сказать, что ресурс современных моторов столь велик, что небольшой износ существенного влияния не принесет. А можно попытаться проанализировать, что на самом деле дает подогрев.

Что происходит с двигателем на морозе

Вечный спор сторонников и противников прогрева разрешить непросто. Первые утверждают, что не имеют проблем с двигателем именно из-за правильного прогрева на холостом ходу, вторые отвечают, что их мотор в хорошем состоянии, потому что они его не портят холостым ходом.

Часть экспертов утверждает, что 75% износа силового агрегата идет в тот момент, когда он не набрал рабочую температуру. Основные его элементы выполнены из металла. Из физики известно, что при нагреве тела расширяются, а при охлаждении сжимаются. При плюсовых температурах зазор между поршнем и цилиндром минимален, в замерзшем двигателе он намного больше, что приводит к некорректному сгоранию и усиленному износу поршневой группы. Причем, как при дополнительных нагрузках при движении, так и при работе на холостом ходу (да еще и «с подсосом» — чрезмерно обогащенной смесью).

Однако определяющим фактором является состояние системы смазки. В момент холодного запуска масло в поддоне имеет максимальную вязкость и попросту не может адекватно смазывать движущиеся части, а также существенно «нагружает» фильтр. Именно поэтому нужно чрезвычайно ответственно подходить к выбору нижнего предела текучести «зимнего» масла в зависимости от климатических условий.

При низких температурах рабочая смесь становится обедненной. Именно поэтому в карбюраторных авто вытягивают подсос. В инжекторных машинах за процесс отвечает электроника, корректирующая зажигание и подачу топлива.

Если греть, то сколько?

Несмотря на отсутствие информации от производителей авто о том, сколько минут и при какой температуре прогревать двигатель, существуют «народные» рекомендации, проверенные временем.

Пять минут – такая продолжительность называется чаще всего. Этого времени достаточно, чтобы очистить кузов от снега, стекла и зеркала от наледи. За такой период мотор слегка прогреется, что почувствуется по повышению холостых оборотов. Этот симптом говорит о том, что масло уже разогрелось и начало смазывать поверхности. А значит – можно начинать движение.

Будет полезно:  На каком пробеге менять масло в мкпп

Рекомендации по началу движения полезны и тем, кто прогревает мотор и тем, кто считает данную процедуру излишней. Трогаться рекомендуется предельно плавно. Пока двигатель не разогрелся до рабочей температуры, его нельзя чрезмерно нагружать: 2-3 тысячи оборотов самый оптимальный вариант.

Благодаря сгоранию топлива двигатель рано или поздно наберет рабочую температуру. Однако существует еще ряд узлов, для которых существенно морозное влияние. В первую очередь – те, в которых также содержится жидкая смазка.

При густом масле в начале пути затруднительно переключать скорости, автомат может переключаться рывками. При движении вращающиеся части разогреют смазку и проблемы исчезнут.

Особенности прогрева дизельного двигателя

Запустить дизель в мороз, пожалуй, еще сложнее, чем бензиновый мотор. Это связано с тем, что солярка загустевает и хуже распыляется форсунками.
Именно поэтому существует такое понятие, как сезонность топлива. Различают:

• летнее – применяемое при плюсовых температурах;
• зимнее – работает при температурах до «минус» 30 градусов;
• арктическое ДТ – в основном применяется в условиях крайнего севера.

Каждый вид солярки имеет свое цетановое число (время задержки до начала горения) и температуру воспламенения, поэтому заставить дизель в зимние дни работать на летней солярке очень проблематично.

Процесс воспламенении в дизеле связан с повышением температуры воздуха до 700-900 градусов за счет сжатия. Помочь холодному потоку призваны специальные свечи накаливания или предпусковые подогреватели (последние подходят и для бензиновых машин).

Однозначного ответа, необходимо ли греть двигатель нет. Производители в руководствах по эксплуатации традиционно обходят этот вопрос стороной: не разрешая и не запрещая. Ряд стран, озабоченных экологической составляющей вопроса, призывает отказаться от работы моторов на холостом ходу. Большой ресурс современных двигателей (и малая продолжительность холодного периода) не дают возможности адекватно оценить пользу или вред подогрева для мотора.

Отечественные авторемонтники рекомендуют ориентироваться на тип смазки:

• синтетика практически не густеет;
• полусинтетика или минеральное масло быстро теряют вязкость.

Первые смазки изготавливают на основе полиальфаолефинов (ПАО), они отличаются хорошими низкотемпературными характеристиками, но очень дорогостоящи. Ниже качество работы в морозы у минеральных масел на основе продуктов гидрокрекинга.

Существует специальная классификация, которая позволяет узнать характеристики конкретной смазки. Принцип маркировки на примере популярной 5W40. Буква обозначает зимний тип смазки, предшествующая ей цифра говорит о классе вязкости, а второе – кинематическую вязкость при ста температурах. Для зим в нашем регионе рекомендуется использовать масла в диапазоне от 0W до 10W.

Время разогрева на холостом ходу не должно превышать нескольких минут и зависит от температуры окружающей среды, объема двигателя и прогревочных оборотов.

Чтобы снизить необходимость в прогреве (или его продолжительность), рекомендуют применять специальные предпусковые обогреватели, а также зимнее хранении в гаражах с благоприятным микроклиматом.

А вы греете двигатель? Делитесь в комментариях!

Подписывайтесь на наш блог, не забывайте сравнивать цены на запчасти и делать выгодные покупки!

Levkov › Blog › Вот почему не нужно прогревать двигатель в машине зимой

Прогрев двигателя зимой может уменьшить его ресурс
В зимний сезон здравый смысл подсказывает нам, что, прежде чем отправиться в путь на автомобиле, мы изначально должны запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу, т. е. до тех пор, пока мотор не прогреется. Но действительно ли это нужно? На этот счет существует много различных мнений, о чем автолюбители любят долго разглагольствовать и спорить часами. А на самом деле вопрос автомобилистами ставится интересный: нужно ли прогревать холодный двигатель, и особенно в зимний период времени? Оказывается, вопреки распространенному мнению, существует конкретный ответ: сам прогрев холодного двигателя перед поездкой никак не продлевает срок его службы. Вы удивлены?

Прочитав данную статью, вы будете знать, что длительный прогрев двигателя в зимнее время может привести к нехватке смазки внутри блока двигателя, а в результате частого прогрева двигателя зимой вы можете значительно понизить его ресурс из-за уменьшения качества смазки внутренних компонентов силового агрегата.
Если объяснить в двух словах, то двигатель внутреннего сгорания работает с использованием поршней, которые, в свою очередь, сжимают воздушно-топливную смесь (смесь воздуха и топлива) для последующего ее воспламенения свечой зажигания в камере сгорания. Воспламенение топлива – это малоконтролируемый мини-взрыв внутри камеры сгорания, в результате которого высвобождается энергия, как раз и «питающая» и приводящая в движение внутренние компоненты в двигателе.
Когда двигатель холодный, у бензина меньше шансов испаряться в достаточном количестве. Соответственно, получается, что при холодном моторе (например, после ночной стоянки автомобиля на улице в мороз) топливная смесь может оказаться не совсем подходящей для ее оптимального воспламенения.
Современные двигатели с электронным впрыском топлива имеют различные датчики, которые, в зависимости от температуры двигателя и от температуры на улице, подают сигнал блоку управления двигателем на дополнительный впрыск топлива в камеру сгорания. То есть, по сути, если в холодное время года бензин испаряется плохо, то электроника современного автомобиля автоматически подает на холодный двигатель в камеру сгорания больше топлива. И это будет происходить до тех пор, пока двигатель не прогреется до +4-5 градусов.
В итоге получается, что во время прогрева на холостом ходу двигателя в камеру сгорания попадает больше топлива, чем требуется тогда, когда мотор находится в прогретом состоянии. Таким образом, по мнению ведущих автомобильных инженеров-специалистов, вся дополнительная порция топлива оседает на стенках цилиндров двигателя и может привести к дальнейшему вымыванию моторного масла. Хотим напомнить, что бензин, являясь прекрасным растворителем, при запуске холодного мотора начинает быстро вымывать саму смазку двигателя со стенок цилиндров. Правда, с многими здесь можно согласиться, что в течение короткого прогрева двигателя на холостом ходу этот процесс вряд ли может сократить ресурс самого двигателя. Но если регулярно прогревать современный автомобиль как раньше, по старинке, то в течение длительного периода времени из-за постоянной нехватки внутри двигателя моторного масла ресурс его службы может существенно сократиться.
Например, от нехватки смазки в холодном двигателе страдают в первую очередь поршневые кольца и сами стенки цилиндров. Ведь из-за того, что излишний бензин, по сути, мгновенно растворяет моторное масло, увеличивается выработка стенок цилиндров и поршневых колец.
Кроме всего не стоит забывать, что из-за увеличенной подачи топлива при прогреве двигателя существенно вырастает расход горючего.
Вот почему большинство автопроизводителей советуют в современных автомобилях не прогревать двигатель длительное время. Например, многие автомобильные компании рекомендуют водителям прогревать автомобиль прямо на ходу на небольших оборотах, а далее, как только мотор прогреется до 4 градусов, электроника автоматически переключит впрыск топлива в камеру сгорания двигателя на нормальное его значение. Кстати, возьмите на заметку, именно с этого момента в машине также снизится повышенный расход топлива, который обычно отмечается сразу после запуска холодного двигателя.
Обратите также внимание, что холостой ход на самом деле медленнее прогревает двигатель. Намного быстрее мотор может прогреться на ходу, в движении. Причем стоит отметить, что даже если спустя несколько минут после запуска холодного двигателя вовнутрь салона машины начнет поступать теплый воздух, это еще не означает, что двигатель автомобиля начал быстро прогреваться.
Идеальным, по мнению многих инженеров, является следующий алгоритм: запустить холодный двигатель, дать ему поработать 1-2 минуты (в это время можно очистить машину ото льда и снега) и только потом, на небольших оборотах, отправляться в путь. Правда, надо учитывать погодные условия: если на улице сильный мороз (более –10 градусов), то прогрев мотора на холостом ходу желательно увеличить как минимум вдвое.
Таким образом, из всего вышесказанного становится понятно, что не стоит безоговорочно прислушиваться к совету автопроизводителей, некоторые из которых в своих рекомендациях нередко заявляют, что двигатель вообще не нужно прогревать. Просто нужно помнить, что трогаться сразу после запуска автомобиля в зимнее время чревато для мотора лишней нагрузкой.
Но и затягивать холостой ход двигателя во время прогрева также не стоит. Мы уже сказали, что для этого достаточно 1-2 минуты (при небольшом морозе), затем можно плавно и медленно трогаться, двигаясь на небольших оборотах. Для полного прогрева двигателя автомобиля во время движения, в зависимости от температуры воздуха, потребуется всего в среднем от 5 до 15 минут.

Откуда же взялся миф, что перед поездкой нужно всегда прогревать двигатель до рабочей температуры?
Прогрев двигателя до рабочей температуры в былые годы был обязателен для всех автомобилей, оснащенных карбюраторной системой впрыска. Напомним, что карбюратор в старых машинах смешивал бензин и воздух, создавая, тем самым, топливную смесь для двигателя. К сожалению, карбюратор не имел датчиков, которые есть сегодня во всех современных автомобилях с электронной системой впрыска. Соответственно, из-за отсутствия датчиков в карбюраторных машинах во время прогрева автомобиля количество топлива, смешиваемого с кислородом, не регулировалось. В результате, чтобы отправиться в путь на старой машине в зимнее время, необходимо было полностью прогреть мотор до рабочей температуры.
Вот почему до сих пор существует устойчивый миф, что все автомобили (даже новые) непременно нужно полностью прогревать перед эксплуатацией зимой.
Но если вы не являетесь владельцем старой карбюраторной машины, то вам нет никакой необходимости полностью прогревать свой автомобиль перед поездкой. Лучше всего будет, если вы после запуска двигателя дадите ему несколько минут, чтобы набрать небольшую температуру, а далее уже отправитесь в дорогу

Не повредит ли движение на непрогретой машине гидроусилителю?
А как быть с гидроусилителем? Ведь он также использует смазку для работы рулевого усилителя и на морозе тоже имеет свойство замерзать. Как быть, если долго автомобиль прогревать нельзя, а ехать с непрогретым гидроусилителем тоже опасно?
На самом деле это не является проблемой, поскольку трансмиссионное масло гидроусилителя прогревается очень быстро. Да, конечно, в первую минуту после запуска холодной машины зимой руль будет очень тяжелым, ведь в гидроусилителе при холоде масло будет густое. Но после того как вы тронетесь с места и проедете всего 1-2 минуты, рулевое колесо станет легким и трансмиссионное масло гидроусилителя полностью прогреется.
Единственное, в первые минуты движения машины вам не стоит делать рулевым колесом резких движений, надо быть осторожным, так как руль в это время будет тяжелым. Кстати, если вы будете долго греть автомобиль на холостом ходу, то не рассчитывайте на быстрый прогрев жидкости в гидроусилителе. Особенно тогда, когда во время прогрева вы не двигаете рулем. Дело тут в том, что из-за отсутствия движения рулевого колеса насос гидроусилителя не качает нужное количество жидкости и, соответственно, сам процесс прогрева трансмиссионного масла гидроусилителя будет идти очень медленно

Возможно советы не прогревать любые автомобили – это чей-то заговор?
Существует мнение (особенно среди многих автолюбителей, а не среди профессионалов), что рекомендации автопроизводителей по поводу необязательного прогрева двигателя после его запуска – это не что иное, как глобальный заговор самих автопроизводителей, направленный против всех автовладельцев транспортных средств с целью уменьшения сроков владения автомобилями из-за преждевременного выхода из строя самих силовых агрегатов. Конечно же, эта версия не выдерживает никакой критики.
Подумайте хорошенько, зачем это производителям автомобилей? Даже если допустить, что им это как раз и было нужно, то вряд ли таким образом они пытались бы уменьшить ресурс у своей автопродукции. Ведь существует множество других, причем менее заметных, способов сократить ресурс пробега автомобилей.
А некоторые из автомобилистов считают, что подобные советы не прогревать двигатель в зимнее время многие автопроизводители в своих руководствах дают под давлением экологов и других соответствующих государственных служб. Ведь не секрет, что автомобиль на холостом ходу выделяет в атмосферу больше всего вредных веществ по сравнению с тем, когда находится в движении под нагрузкой.
Именно по этой самой причине в наши дни, по мнению многих, автокомпании-производители советуют водителям не греть свою машину в зимнее время года.
В отличие от теории заговора самих автопроизводителей, эта версия все же не лишена смысла, хотя тоже явно претендует на очередную байку насчет глобального заговора.Да, никто уже не скрывает, что все автопроизводители уже как минимум 10 лет находятся под огромным давлением экологов и различных контролирующих служб, которые время от времени ужесточают экологические нормы в автопромышленности. Естественно, что все автомобильные компании вынуждены приспосабливаться и подстраиваться под новые строгие экологические нормы и тем самым изменять свои выпускаемые в свет автомобили. Нередко все эти меры приводят к ухудшению качества автомашин.
Но все же это не означает, что рекомендации автопроизводителей не прогревать двигатель в зимний период времени напрямую связаны с экологическими нормами. Здесь все намного сложнее, чем видится изначально.
Хотя мы, как и многие из вас, тоже не согласны с тем, что двигатель в зимнее время вообще не нужно прогревать. Как мы уже выше сказали, мотор в любом случае нуждается в первоначальном прогреве на холостом ходу. Но только не длительное время. Если, конечно, речь не идет о сильном морозе, когда время прогрева на холостом ходу должно быть, безусловно, увеличено.

Почему стоит прогреть двигатель хотя бы недолго?
А хотя бы потому, что в современных инжекторных двигателях, как и в карбюраторных, между внутренними металлическими компонентами двигателя имеются определенные тепловые зазоры. Например, существует определенный тепловой зазор между поршнями и цилиндрами, также и между другими компонентами мотора
После запуска двигателя они, естественно, приходят в регламентированные для этой конструкции нормы, поэтому двигатель не будет так сильно изнашиваться и «тянуть» в нагрузку на холодную. Да к тому же и другим компонентам автомобиля нужно дать определенное время приработаться, разогнать масло. Касается это не только трансмиссии или ступиц колес, а реально всего металлического «организма» автомобиля. Ненужных частей в нем нет! Вы же не хотите убить их раньше времени? То-то же! Поэтому прогревайте, и пребудет с вами счастье!

Будет полезно:  Тест драйв хонда аккорд 7 поколения

Нужно ли прогревать двигатель машины зимой

Использование машины зимой — всегда повышенные нагрузки на узлы и агрегаты, а один из самых нагруженных компонентов — это двигатель. С наступ­лением холодов среди авто­любителей разгораются споры о том, нужно ли прогревать мотор. Мы спросили мнение наших пользователей, а потом узнали, что об этом думают эксперты.

Пользователи: прогревать нужно, но недолго

В опросе на сайте Журнала Авто.ру приняли участие больше 5 тысяч человек, и вот что они ответили на вопрос «Прогревать или нет?».

Больше половины респондентов прогревают двигатель автомобиля, но совсем недолго — не более пяти минут. Причём почти половина из них делают это всего пару минут, после чего начинают движение.

Каждый пятый водитель греет дольше — от 5 до 10 минут, и лишь каждый десятый не начинает движение, пока не прогреет силовой агрегат до рабочей температуры. Но правильно ли это?

Эксперты: грейте, но есть нюансы

Чтобы разобраться, нужно ли прогревать двигатель зимой, и если да — как правильно это делать, мы поговорили с экспертом Михаилом Ходосом, директором техцентра по ремонту двигателей Хонсервис и автором ютуб-канала ХодосАвто. Но чтобы окончательно ответить на этот вопрос, давайте кратко разберёмся в базовых терминах.

Зачем вообще что-то греть?

Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля нормально работает в номинальных режимах — то есть эффективно на протяжении какого-то времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов Цельсия, для бензиновых агрегатов — 90–100 (хотя в некоторых моторах эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой отметки, уменьшается коэффициент полезного действия (КПД) и увеличивается износ деталей, потому что большинство технических жидкостей работают не оптимально.

Речь, в первую очередь, про моторное масло — ведь его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется некоторое время, чтобы выйти на оптимальные характеристики, затечь во все полости и отверстия и начать делать то, для чего его и заливают в мотор, — как следует смазывать все трущиеся детали.

Но низкая температура влияет ещё и на гидравлические характеристики моторного масла — на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при минусовых температурах. А ведь именно она требуется при холодном старте двигателя после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее замёрзшая плёнка на трущихся поверхностях «срывается», приводя к так называемому сухому запуску, при котором износ деталей увеличивается. Негативно сказывается на ресурсе и неправильно подобранная вязкость моторного масла: чем оно гуще, тем сложнее будет двигателю завестись.

При низкой температуре двигателя плохо работает и отопитель салона (печка), потому что в большинстве автомобилей воздух для салона нагревается с помощью охлаждающей жидкости (ОЖ). А её температура на работающем без нагрузки двигателе растёт слишком медленно. По той же причине невозможна эффективная работа систем, отвечающих за «экологичность» выхлопных газов: пока не прогреются двигатель и ОЖ, система рециркуляции выхлопных газов (EGR — способствует снижению вредных выбросов в атмосферу) и катализатор будут функционировать неэффективно.

Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно выставляют «прогревочные» обороты, которые могут достигать 1500–2000 в минуту. В это время в цилиндры поступает обогащённая топливная смесь (то есть с увеличенным количеством бензина), что повышает расход топлива. Но страшно не это, а то, что длительная езда на обогащённой топливной смеси ведёт к закоксовыванию контактирующих с ней деталей (свечи, поршни, поршневые кольца, клапана, цилиндры и так далее). А ещё обогащённая смесь портит катализатор, потому что способствует образованию нагара и сажи на сотах и последующему их разрушению. Поэтому начинать движение сразу после запуска — на обогащённой смеси — специалисты не советуют.

Что рекомендуют автопроизводители

В инструкциях по эксплуатации большинства современных автомобилей написано, что прогрев не нужен, а «умная» электроника сама грамотно регулирует подачу топлива и другие процессы. Связано это в первую очередь с борьбой за экологию и локальным законодательством некоторых стран. В большинстве европейских городов запрещена стоянка с включенным двигателем и, например, в Австрии за это предусмотрен штраф в 5000 евро — больше 350 тысяч рублей! Аналогичный закон действует и в России: прогревать двигатель разрешено не дольше пяти минут. Штраф за нарушение — 1500 рублей (и 3000 рублей для Москвы), однако на практике желающие «отогреться» продолжают это делать.

Что говорит эксперт: греть или нет?

Самая простая рекомендация — как минимум дождаться момента, когда обороты двигателя упадут с прогревочных до холостых. После этого можно аккуратно начинать движение, не поднимая обороты выше двух тысяч для бензиновых моторов и выше полутора тысяч — для дизельных.

Когда на улице сильный мороз (20–30 градусов и ниже), мотор лучше прогреть подольше — до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнёт подниматься (обычно это 50–60 градусов).

Однако «греться» долго тоже не имеет смысла. Во время стоянки с заведённым двигателем прогревается только мотор, да и то не слишком эффективно. А вот коробка передач, амортизаторы, редуктор и мосты (если они есть), и всякие резинки (сайлентблоки, покрышки и так далее) остаются холодными. Эти элементы прогреваются только во время движения, причём плавного, без резких нагрузок — это позволит дольше сохранить детали автомобиля в рабочем состоянии.

Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть вообще невозможно. Для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.

Прогревать ли двигатель летом

В тёплое время года технические жидкости имеют температуру окружающей среды, поэтому греть автомобиль не имеет особого смысла. Но начинать движение сразу после запуска мотора тоже вредно — дайте оборотам упасть до уровня холостого хода и только потом начинайте движение.

Будет полезно:  Man идет с электроприводом с полноразмерным фургоном etge на crafter

Смерть мотору: греть или не греть современный двигатель?

Гены подсказывают: греть мотор надо! Этому учили отцы и деды. Но вот инструкции к новым иномаркам иного мнения: сел в холодную машину, завелся и — в путь! Кто же прав? В поисках ответа надо увязать три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Мотор полностью построен на компромиссах, и проблема холодного пуска — не исключение. C темой прогрева двигателя, которая всегда будет актуальной, в очередной раз пытаются разобраться Михаил Колодочкин и профессор кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

КАК ГРЕЕТСЯ МОТОР

Полностью прогретым мотор будет тогда, когда все его детали и рабочие жидкости выйдут на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестанут меняться. Быстрее всего прогревается охлаждающая жидкость — это тот процесс, который мы видим по изменению положения стрелки на указателе температуры. С ней же прогреваются детали верхней части двигателя (поршни, цилиндры, головка) — темп практически тот же. А вот масло в поддоне греется значительно медленнее. Откуда это видно? У кого есть бортовой компьютер, замечал, наверное, что даже после достижения нормальной температуры охлаждающей жидкости расход топлива на холостых может еще какое-то время уменьшаться. Это как раз и связано с медленным прогревом масла. И наконец, дольше всего греется нейтрализатор, а вместе с ним выходит на рабочий уровень токсичность отработавших газов. Но все скорости прогрева зависят от режима работы двигателя.


  • СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ

    Почему мотору не нравится мороз? Главная причина в том, что любое моторное масло густеет на холоде. А при определенных температурах вообще может перестать течь. Минеральные масла — уже при минус 20…25 °С, лучшие синтетики — при минус 45…55 °С. В итоге узлы трения работают «всухую», резко возрастают мощности механических потерь, которые требуют лишнего бензина. Но когда мотор быстрее выйдет на нормальный уровень механических потерь? Если стоять и греться или если сразу после пуска отправиться в дорогу? Это даст ответ на вопрос об экономии — ведь лишние потери требуют дополнительного топлива.

    Проверим, сколько топлива скушает обычный впрысковый двигатель при одинаковых пробегах, но разных алгоритмах прогрева. Немного о пациенте. Чистый «европеец» 2005 года выпуска, 1,6 л рабочего объема, заявлен как Евро-4. Всю сознательную жизнь провел в России, но, кроме технического обслуживания, ничего в нем не делалось. Итак, три программы прогрева. Первый вариант — «дедовский»: полностью прогреть мотор и только после этого поехать. Второй — согласно инструкциям современных автомобилей: «пустил и поехал». А третий — это тот, который чаще всего можно встретить: завелись, смахнули снег, помахали лопатой (в общем — потянули время), а догреваем машину уже в поездке. На улице — минус 15. Аккумулятор хороший, в поддоне — дорогая синтетика. Пробег — от стоянки до работы: это около 5 километров, причем без пробок! Помечтать-то можно…

    Итак, вариант 1. Пускаемся. Стрелка тахометра устанавливается на отметке «1200», компьютер показывает мгновенный расход топлива 2,5 л/ч. Через минуту расход снижается до 1,9 л, через 10 минут — до 0,9 л. Тогда же видимые изменения на бортовом компьютере заканчиваются — стрелка на указателе температуры не доползает даже до 50 градусов и встает намертво. Для надежности ждем еще 10 минут — расход топлива уменьшается до 0,8 л/ч, что пока больше, чем обычные 0,6, наблюдаемые при полном прогреве всего мотора. Лучшего результата достичь не удается — поехали! Едем на фиксированном режиме, третья передача, 50 км/ч, светофоров по дороге нет. Расход по компьютеру — 6,4…6,6 л/100 км. Всего потратили на прогрев 0,45 л, на дорогу — около 0,33 л. Итого — около 0,8 литра.

    Вариант 2 — сели, завелись и сразу поехали. Машине это не очень понравилось, и она для начала выдала расход больше 10 л. Потом он начал быстро снижаться, но из-за короткого заезда до прежних 6,5 так и не дополз — остановился на 6,8 л. Итого израсходовали всего 0,45 л. Плюс экономия 20 минут драгоценного времени. Экономия, вроде, есть, но внушительной она кажется только на малых пробегах.

    Вариант 3 — после пуска грели мотор 5 минут, пока отскребали лед со стекол. Стартовали с расхода на холостых 1,3 л/ч. Начало пробега ознаменовалось цифрой 7,6 л/100 км, к концу заезда вернулись на 6,6. Итого с учетом пробега — 0,55 л. Лучше, чем в первом варианте, но немного хуже, чем во втором.

    1444374074_img_2171_result_1600

    УДАР ПО ЭКОЛОГИИ

    Понятно, что нежелание автопроизводителей греть автомобиль вызвано вовсе не заботой о нашем кошельке. Главный аргумент — экология. Ведь современные нормы токсичности Евро-4 и выше накладывают жесткие ограничения на содержание токсических компонентов на пусковых режимах и в период прогрева. Вот и посмотрим, что будет с токсичностью до нейтрализатора (на профессиональном сленге она называется «сырой») и после (это «сухая» токсичность).

    Итак, «сырая» токсичность при холодном пуске очень большая. Причина — необходимость резкого обогащения топливовоздушной смеси. Топливо должно быть испаренным, а при большом «минусе» на улице испаряться оно не очень-то и хочет. Да и воздух в цилиндры поступает холодный, плотный. Значит, чтобы компенсировать малую испаряемость топлива и низкую температуру воздуха, надо лить бензина значительно больше. А то, что не испарилось или испарилось уже в процесс сгорания, летит в трубу. «ЦеО» и «ЦеАши» — ну очень большие! И давить их должны каталитические нейтрализаторы. Но беда большинства современных нейтрализаторов в том, что они работают эффективно только в узком диапазоне температур и состава смеси. Температура должна быть высокой, а состав смеси — стехиометрическим, то есть воздуха в ней должно быть ровно столько, сколько необходимо для полного сгорания топлива. В противном случае эффективность резко падает.

    Любопытно, что при низких температурах в процессе прогрева за нейтрализатором может наблюдаться более высокая концентрация токсических компонентов, чем на входе! Откуда? Скорее всего, это парит несгоревший на первых пусковых циклах бензин — он «садится» на сотах активного элемента катализатора. По мере его разогрева эффективность работы растет, и, наконец, горячий катализатор при рабочем составе смеси давит практически всю токсичность. Иными словами, на пусковых режимах и при прогреве, если не используется современный катализатор с внешним подогревом, токсичность двигателя с нейтрализатором не слишком будет отличаться от его более раннего собрата, такового не имеющего. Потому главная задача — как можно быстрее вывести температуру активной зоны катализатора в рабочий диапазон.

    Нейтрализатор греется от потока отработавших газов, и тем быстрее, чем больше их расход и температура. Но когда процесс в нем пошел, он начинает разогреваться и сам — дожигание токсических компонентов идет с выделением энергии. Поэтому температура в активной зоне работающего катализатора выше, чем у отработавших газов. И наш эксперимент показал, что даже при нормальной температуре в боксе, на режиме минимальных оборотов холостого хода, нейтрализатор не выходит на рабочий режим! Тем более на морозе. Поэтому подавить токсичность на режиме прогрева, если греть мотор на стоянке, не получится: значит, надо двигаться.

    А какова разница в выбросах? Начальное содержание СН очень высоко, под 1000 ppm, что, впрочем, ожидаемо. По мере прогрева мотора оно начинает медленно снижаться. Но даже после 20 минут прогрева, когда температура охлаждающей жидкости уже вышла на рабочий уровень, содержание остаточных углеводородов остается высоким — около 180 ppm. Антифриз—то прогрелся, а вот нейтрализатор холодный, работает неэффективно.

    Теперь пробуем погреть мотор сразу под нагрузкой, моделируя второй вариант прогрева. Начало — то же, но темпы другие: под конец заезда на выходе фиксировалось где-то 15…20 ppm. Нейтрализатор заработал! Вроде бы ответ есть…

    Но не все так просто! Мы смотрели относительные концентрации токсических компонентов, а дышим-то мы их абсолютными значениями, то есть не «пи-пи-эмами», а граммами и килограммами! То есть эти концентрации надо умножить на расход отработавших газов. На холостых при прогреве он составлял около 15 кг/ч, а вот при движении, если брать в среднем, будет около 80! Множим одно на другое и получаем: при прогреве на стоянке, вместе с дальнейшей дорогой, мы наградили природу количеством граммов остаточных углеводородов, большим практически в два раза, чем при движении сразу после пуска (4,5 грамма против 2,8).

    А вот третий вариант — когда мы немного погрелись, а потом поехали — дал еще большее снижение абсолютного выброса СН: до 2,1 грамма. Кстати, в этом варианте при движении за 5 км пути мы выбросили чуть больше грамма СН, что близко к нормам Евро-4.

    Цифры весьма показательны и в целом понятны. При движении на холодном моторе мы достаточно долго работаем на высокой токсичности, при этом расходы отработавших газов большие. Да и обдув нейтрализатора холодным воздухом при движении тоже тормозит его прогрев. При прогреве на стоянке нейтрализатор так и не выходит на штатный режим, но зато при начале движения на больших расходах быстрее начинает эффективно гасить токсичность. А при коротком начальном прогреве мотор и на стоянке не успевает изрядно «навредить», и при прогреве в движении работает значительно лучше: ведь он уже набрал какую-то температуру. Вот и результат.

    Но что мы не учли. Смердящий на стоянке автомобиль окутывает облаком дыма пространство вокруг себя, и там жить противно… А движущийся как бы размывает свое «добро» по пространству. Глобально — получается сопоставимо, а в отдельно взятой точке — ущерб от одного движущегося автомобиля в разы меньше. Но ведь на стоянке одновременно пыхтит один-два экипажа, а по дороге их ползет толпы…

    Источники:

    http://www.drive2.ru/b/457837742391352033/

    http://www.drive2.com/b/490858550474572150/

    http://mag.auto.ru/article/timetowarmeng/

    http://www.zr.ru/content/articles/504279-sovremennyj_dvigatel_gret_ili_ne_gret/

    http://7vaz.ru/ustrojstvo/kolesa.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector