Расход топлива лада приора на холостом ходу: реальные показатели, отзывы

Заводской и действительный расход горючего на Lada Priora

Ныне критерий экономичности силовой установки не менее актуален, нежели количество лошадиных сил или время набора первой сотни. Двигатели обновленной вазовской линейки, будучи исправными, полностью отвечают современным требованиям, как в плане аппетита, так и в плане потенциала.

Заводские показатели потребления горючего

Средний расход топлива на Приора 16 клапанов (98 л.с.) с механикой составляет 6,9 литров на сто километров пути. До недавно, являющаяся флагманской моделью Priora, имеющая на вооружении 106 л.с., не менее экономична – 6,8 л на «сотню». Обновленная передовая конфигурация с мотором на 106 л.с. и пятиступенчатым «автоматом» отличается наиболее низким расходом в смешанном режиме – 6,6 л в пересчете на 100 км пути.

Далеко не секрет, что самый экономичный режим – движение по трассе на скорости около 90 км/ч. При этих условиях бортовой компьютер покажет минимальные цифры текущего расхода на «сотню»:

  • 5,5 л. – для вариантов 1,6 л. (98 л.с. + 5МТ и 106 л.с. + 5АТ);
  • 5,6 л. – для комплектации со 106-сильным мотором и «механикой».

Городская суматоха характеризует эффективность любого мотора не с лучшей стороны. Впрочем, у флагманской вазовской серии баланс энергопотребления находится в норме:

  • 8,5 литров на «сотню» (106 л.с. + «автомат»);
  • 8,9 литров на 100 км пути (106 л.с.);
  • 9,1 л/100 км (98 л.с.).

Действительный расход топлива Лада Приора с двигателем на 16 клапанов и различными «коробками»

Опытный владелец любого автомобиля наверняка знает, что достичь идеальных показателей потребления горючего практически не представляется возможным. Так, зимой и в городских условиях эта цифра проявляет особую тенденцию к росту. В теплое время года и на загородных магистралях расход топлива способен снижаться даже ниже заявленной отметки.

Обобщить реальные показатели смешанного расхода топлива на трех модификациях Лада Приора 16 клапанов можно так (в пересчете «на сотню»):

  • зима/город – 12-14 л;
  • лето/город – 9-11 л;
  • зима/трасса – 8-9 л;
  • лето/трасса – 5,5-6,5 л

Прежде всего, предопределяют возможность достижения низкого показателя потребления высокооктанового состава именно 100% исправность всех систем автомобиля. Впрочем, не менее актуальны и правильные приемы вождения:

  • поддерживать давление в шинах порядка 2,0 атм;
  • двигаться с закрытыми окнами и без багажника на крыше;
  • придерживаться умеренного темпа движения, без резких ускорений и торможений (на трассе – 80-90 км/ч);
  • применять торможение двигателем;
  • прогревать холодный двигатель в пути;
  • заливать только 95-й бензин;
  • двигаться с выключенной климатической установкой.

Повышенный расход топлива на Lada Priora: почему?

Довольно часто безосновательное повышение «аппетита» связано с неисправностями элементов системы электронного управления мотором. Наиболее уязвимы компоненты, участвующие в расчете оптимального состава смеси:

  • датчик положения «дросселя» (ДПДЗ), смонтированный в корпусе дроссельного узла;
  • измеритель температуры охлаждающей жидкости, установленный в корпусе блока цилиндров;
  • датчик кислорода (лямбда-зонд), находящийся в корпусе выпускного коллектора;
  • датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), смонтированный в патрубке, подающем воздух к дросселю;
  • регулятор холостого хода (РХХ), смонтированный в дроссельном узле.

Неисправности такого рода диагностируются с использованием специального аппаратного обеспечения и устраняются путем замены датчиков заведомо исправными. Установка нового датчика с неверным кодовым шифром может стать причиной увеличения «аппетита».

Впрочем, росту расхода топлива на Приора с мотором на 16 клапанов могут способствовать и другие причины:

  • низкое и нестабильное давление в топливной системе, указывающее на забитые форсунки, малый ресурс топливного насоса, наличие забитых фильтров в системе;
  • засоренный катализатор, провоцирующий подготовку обогащенной смеси;
  • загрязненный воздушный фильтр, не только нарушающий работу ДМРВ, попутно снижая его ресурс, а и провоцирующий возникновение явления «воздушного голодания»;
  • холодный или постоянно перегревающийся мотор (особо актуально при нерабочем термостате).

Нередко расход повышается по причине некорректной работы клапана продувки адсорбера. Ситуация возвращается «в норму» после замены дефектного узла заведомо исправным.

Потребление горючего может повышаться из-за наличия подсоса воздуха в системе питания. Часто местом «нежелательной подпитки» являются штуцеры, расположенные на задней стороне шумоизолирующего пластикового кожуха мотора с надписью «16 VALVE». Надев заглушки штуцеров прокачки тормозных цилиндров на рассматриваемые узлы, можно предотвратить подсос воздуха.

К сведению

  • При оценке действительной величины потребления горючего желательно руководствоваться общепринятой методикой: заправить полный бак, обнулить одометр, проехать определенное количество км и снова заправить полный бак, одновременно отметив количество залитой жидкости. Искомая величина находится делением литров на пройденные километры.
  • Бортовой компьютер в смешанном режиме после обнуления начинает отсчет с 19,9 л/100 км.
  • Для визуальной оценки расхода следует «мониторить» текущий показатель на 4-й, 5-й передаче при спокойной езде.

Итого

Заводской показатель расхода топлива на Приора с двигателями на 16 клапанов составляет 6,6-6,9 литров на смешанную «сотню». В действительности же аппетит составляет от 8 до 14 л. зимой и 5,5-11 л. летом.

Повышенный расход топлива может быть вызван наличием неисправностей в топливной системе, в ЭСУД, забитым воздушным фильтром, засоренным катализатором, некорректной работой клапана продувки воздуха, подсосом воздуха. Давление в шинах и манера движения также предопределяют энергопотребление.

Какой расход топлива на Лада Приора на холостом ходу

Безусловно, Россия, за ее более чем тысячелетнюю историю имеет достаточно примеров для заслуженной гордости. Однако автопром явно не относится к их числу.

Лада Приора считается одним из самых спорных достижений автомобильной промышленности Российской Федерации. С одной стороны, она была хорошо воспринята как покупателями, о чем свидетельствовали отличные продажи на момент выхода, так и представителями автомобильной прессы. С другой стороны, радости владельцев не было предела лишь из-за относительно низкой стоимости данного транспортного средства. Как только выявились все его недостатки, свойственные для большинства авто от тольяттинской компании АвтоВАЗ, Приору принялись поливать отборными ругательствами.

Будет полезно:  Как снять замок зажигания на ВАЗ-2107 своими руками: особенности конструкции и принцип работы, пошаговая инструкция, необходимые инструменты и советы мастеров

Расход топлива на холостом ходу у Лады Приоры

Перечислить все проблемные моменты, связанные с эксплуатацией Лады Приора, попросту невозможно. Фактически куда труднее обозначить хотя бы один очевидный плюс сего творения российских инженеров. К не совсем удачному качеству сборки, отвратительному дизайну и слабым ходовым характеристикам в своем классе, которые и без того стали визитной карточкой Лады, добавились и новые нюансы.

Несмотря на заявленные разработчиками «8,0 литра по городу и 4-5 литров по трассе», реальный расход предстал перед обладателями Приоры в виде 14-16 литров в городском цикле и 6-8 литров за пределами территории населенных пунктов. Если бы проблема заключалась только в этом, но повышенный расход у Приоры наблюдался и на так называемом холостом ходу.

На практике это обусловлено в первую очередь технологией самого двигателя «1,6 valve», весьма далекого не только от совершенства, но и даже от современных норм. Очень много топлива расходуется на обеспечение работоспособности элементов блока комфорта: печки и кондиционера. Система подачи топлива в Приоре также несовершенна – иногда повышенный расход топлива представляет собой не более чем ошибку, выдаваемую бортовым компьютером из-за неисправности соответствующего датчика.

В худшем же случае дело может быть как раз в бензонасосе, точнее говоря, в подтеках бензина, образованных в результате повышенного давления и постоянного перепада температурного режима.

Наконец, дело может заключаться в том, что автомобиль попросту не был обкатан рекомендованные заводом-изготовителем несколько тысяч километров, если речь идет о новом экземпляре или представителе вторичного рынка практически без пробега.

Варианты решения проблемы Лады Приоры с повышенным расходом на холостом ходу

Ориентироваться в части расхода топлива автомобилем не следует на основании показателей, выдаваемых бортовым компьютером. Как известно, подобные технологии, особенно с учетом того, что были произведены в России, обладают низкой точностью. Чтобы проверить реальный расход, необходимо воспользоваться часто практикуемым методом «от заправки до заправки»:

  • сначала топливный бак заправляется полностью;
  • счетчик расходометра выставляется на ноль;
  • езда осуществляется до тех пор, пока на приборной панели не загорится сигнал, свидетельствующий о том, что уровень топлива близится к нулю;
  • потом автомобиль вновь заправляется до полного бака.

По итогу нужно посмотреть по счетчику заправочного аппарата, сколько на самом деле залилось бензина, затем сопоставить эти данные с отображаемыми на счетчике, произвести элементарные вычисления, которые и покажут реальный расход.

Если же опасения насчет повышенного расхода подтвердятся, придется позаботиться о замене некоторых комплектующих. Каких именно – невозможно определить наугад, потому потребуется предварительная компьютерная диагностика и визуальная оценка.

Велика вероятность того, что нормализовать расход поможет перепрошивка двигателя. Новейшие программы способны уменьшить его значение на холостом ходу до оптимальных 0,5-1 литра на 100 километров пробега.

Впрочем, проблема может остаться нерешенной даже после принятия всех обозначенных мер – случаи заводского брака авто Лада Приора, вне зависимости от года выпуска, весьма распространены. В таком случае не остается ничего другого, кроме как обратиться к представителям официального дилера в своем регионе.

Ну и, наконец, лучшая рекомендация, которая может быть дана владельцу Приоры, – это всерьез задуматься о покупке автомобиля другой марки, имеющего куда более высокие показатели надежности и экономичности при сопоставимой стоимости самого авто и его сервисного обслуживания.

Расход топлива лада приора на холостом ходу: реальные показатели, отзывы

Меню пользователя minya13_85
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от minya13_85

Ну во-первых: ошибка наверное P0441—Некорректный расход воздуха через клапан.

Код Р0441
Система улавливания паров бензина, неверный расход воздуха через клапан продувки адсорбера
Код Р0441 заносится если:
– двигатель работает больше 1200 секунд;
– двигатель работает на холостом ходу;
– проверка системой управления клапана продувки адсорбера дала отрицательный результат.
Сигнализатор неисправностей загорается через 2 драйв-цикла после возникновения кода неисправности.

Во-вторых: лампочка загорается, когда в баке еще примерно 11 литров бензина.

В-третьих: Горящий “чек” сам по себе не является причиной неисправности, он лишь указывает на то, что неисправность есть (или была). Неисправность, в свою очередь, не исчезнет просто так, если его потушить. Потушить “чек” лучше после ремонта, что-бы удостовериться, что мы ремонтировали то, что надо. “Чек” может потухнуть и сам, если неисправность повторно не проявилась в определенный период времени, а может сам собой и не погаснуть. Тогда погасить его можно, вытянув секунд на 10 предохранитель F1 (30А) в желтом корпусе в основном блоке предохранителей. Это лучше, чем клемму снимать с аккумулятора.

В-четвертых: для оценки расхода бензина можно пользоваться показаниями мгновенного расхода на четвертой передаче при спокойной езде. Это будет не средний расход, а чуть-чуть ниже, но уже можно судить, как машина жрет бензин.
В-пятых: если все-же хочется узнать средний расход, нужно сбросить показания компьютера и начать все с нуля. А вернее не с нуля, а с 19,9 л/100км. Именно с этого показания компьютер начинает отслеживать расход, постепенно снижая его до фактического. Снижение можно проследить за одну поездку, пока расход не зафиксируется на каком-нибудь минимальном показании.
В-шестых: расход бензина может увеличиться из-за подсоса воздуха в системе питания двигателя. В-частности из-за подсоса через вот эти штуцеры.

Которые нужно закрыть вот такими резиночками от штуцеров прокачки рабочих тормозных цилиндров.

P.S. При неправильной работе клапана продувки адсорбера, действительно может повыситься расход бензина, если клапан постоянно открыт. При этом двигатель может неустойчиво работать на холостом ходу.
Вполне реально, что вы заменили клапан на неисправный. Качество их изготовления невысоко. При нагреве от выпускного коллектора может просто подклинивать сердечник клапана.

Мне помог самостоятельный ремонт клапана. После ремонта клапана проехал уже 8 тыс.км. – ошибка больше не загорается.
Как отремонтировать клапан продувки адсорбера своими силами, можно посмотреть здесь:
Ремонт клапана
Ремонт клапана
Ремонт клапана

Расход топлива Лада Приора на 100 км разных модификаций

Часто водители Лады Приоры сталкиваются с существенным расхождением между заявленными заводом-производителем показателями расхода топлива на 100 км пробега. В большинстве случаев такие несоответствия не в пользу владельца автомобиля. Если показатель отличается от установленного диапазона в пределах 100-500 мл, то это нормальное явление, не связанное с неисправностями автомобиля. Когда любимец расходует по лишних 1 л топлива и больше, тогда необходимо бить тревогу и основательно искать причину непомерных аппетитов.

Модификации и технические характеристики

Последние изменения и рестайлинг автомобиль марки Лада Приора получил в 2013 году. Тогда с конвейера начали сходить машины с двигателями на бензине, мощностью 87, 98 и 106 л.с. В таблице ниже приведена сравнительная характеристика основных параметров транспортных средств Лада Приора.

24.10.2010, 02:47 #2
Основные характеристики
Модификация 1.6 MT 1.6 MT 98 лс 1.6 MT 106 лс 1.6 AMT
Модельный год 2013
Тип кузова Седан
Количество дверей, шт. 4
Количество мест, шт. 5
Страна сборки Россия
Эксплуатационные характеристики
Вид бензина АИ-95
Время разгона до 100 км/ч, с 12,5 11,5 11,4
Максимальная скорость, км/ч 176 183
Расход (городской цикл), л/100 км 9,0 9,1 8,9 8,5
Расход (трасса), л/100 км 5,8 5,5 5,6 5,5
Расход (смешанный цикл), л/100 км 7,0 6,9 6,6
Габариты и размеры
Длина, м 4,350
Ширина, м 1,680
Высота, м 1,420
Дорожный просвет, м 0,165
Передняя колея, м 1,410
Задняя колея, м 1,380
Колесная база, м 2,492
Диаметр разворота, м 11,6
Объем
Объем бака горючего, л 43
Двигатель
Тип Бензиновый
Количество цилиндров / Тип расположения 4/Рядный
Мощность, л.с./оборотов 87/5100 98/5600 106/5800
Рабочий объем, см³ 1596
Крутящий момент, н·м/оборотов 140/3800 145/4000 148/4200
Трансмиссия
Привод Передний
Тип коробки передач 5-ступенчатая механика 5-ступенчатый автомат

Расход в зависимости от типа двигателя

На моторе ВАЗ 2114 на каждый цилиндр приходилось по 2 клапана. По сравнению с 16-клапанными аналогами, 8-клапанные не могут полностью опорожняться от сгоревших газов в поршне. Это приводит к снижению КПД всего двигателя, поскольку за один цикл в сжигаемом объеме концентрация горючего немного ниже. Соответственно и ним же передаваемая энергия будет существенно меньше. Для разгона до определенной скорости и прохождения Приорой определенного отрезка дороги потребуется больше топлива, чем в случае полного высвобождения между циклами отработанных выхлопов.

Если ход поршня за счет полного сжигания и вывода газов увеличивается, как в модификациях 21126 и 21127, то степень сжатия тоже возрастает. Это поднимает коэффициент полезной работы сгораемого бензина, увеличивая, таким образом, мощность транспортного средства. Увеличение хода поршней приводит к росту рабочего объема мотора, что и влияет на расход топлива.

В отличие от модификации 21126, следующее поколение двигателей 21127 выпускается с доработанным выпускным коллектором. Такие конструктивные изменения позволили поднять на 8 л. с. мощность машины. Стоит отметить улучшение на средних и низких оборотах работы агрегата.

Снижение общей массы поршневой группы и усовершенствование вентиляционной системы картера снизило расход топлива Лады Приоры и улучшило экологические характеристики двигателя. Вредные атмосферные выбросы из автомобиля существенно уменьшились благодаря более интенсивному дожиганию в поршнях картерных газов. Кроме того увеличился до 200 тыс. км пробег до первого капремонта. Многие утверждают о среднем показателе до рестайлинга силового агрегата не достигавшем 150 тыс. км.

Что может быть причиной повышенного расхода топлива Лады Приоры

Среди общих причин, которые чаще всего становятся ключевыми в поиске решения проблем «прожорливости»:

  1. Сезонный фактор. Зимние дороги для автомобиля преодолеть сложнее из-за снижения сцепления покрытия и шин.
  2. Навыки и стиль вождения. При интенсивной смене режимов торможения и разгона расход топлива существенно увеличивается.
  3. Октановое число и качество топлива. По результатам проводимых многочисленных исследований четко прослеживается тенденция снижения потребления автомобилем топлива.
  4. Эксплуатация различного электрооборудования транспортного средства, в том числе системы климат-контроля. К примеру, работающий кондиционер отнимает каждые 100 км по 1 дополнительному литру бензина.
  5. Если наблюдается резкий скачок в расходе горючего, то необходимо провести тщательную диагностику ТС, поскольку такое поведение может свидетельствовать о неисправностях в системе силового агрегата.

Увеличение потребности в топливе Приоры в зависимости от используемого оборудования отражается в таблице ниже.

Причина Влияние, %
Езда 60
Работа климат-контроля на полной мощности 15
Движение с не прогретым мотором 12
Езда с включенными фарами 5
Открытые окна на скоростях свыше 50 км/час 4
Широкие диски и сниженное давление в шинах 4

Если причиной скачка расхода топлива являются неисправности системы управления силовым агрегатом, необходимо проверить компоненты, задействованные в определении оптимальной структуры смеси:

  • установленный в дроссельном узле регулятор холостого хода;
  • оборудованный в подающем к дросселю воздух патрубке датчик массового расхода воздуха;
  • лямбда-зонд (кислородный датчик), который находится внутри корпуса выпускного коллектора;
  • расположенный в блоке цилиндров измеритель температуры антифриза;
  • в дроссельном узле датчик положения дросселя.

Для 16-клапанных двигателей Лады Приоры существует еще ряд причин, которые влекут за собой рост аппетитов автомобиля:

  • стабильно греющийся или переохлажденный двигатель;
  • забитый воздушный фильтр;
  • загрязненный катализатор, инициирующий подготовку обогащенного состава;
  • нестабильное или сниженное давление в топливной системе, что наталкивает на проверку чистоты фильтров, ресурса топливного насоса, свободных проходов форсунок.

Таким образом, причин для определения «виновника» повышения расхода горючего много. Если нет навыков в автомеханике, а также возникли сомнения или действия не приносят результата, лучше поехать на диагностику в сервис.

Чтобы не допускать превышения нормы расхода топлива для Приоры, заявленной производителями, нужно придерживаться следующих правил:

  • совершать движение с выключенной климатической и другой электроникой;
  • использовать топливо 95 марки;
  • в пути прогревать холодный силовой агрегат;
  • задействовать торможение мотором;
  • на трасе ехать со скоростью в пределах от 80 до 90 км/час, не совершать резких остановок или стартов;
  • передвигаться со снятым с крыши багажником и закрытыми окнами;
  • поддерживать в шинах уровень давления на показателе 2 атм.

Отзывы владельцев

Иван Степанович. Моя Приора со 126-ым берет по 10 л на летних дорогах в городе, а зимой так и вовсе иногда до 13 доходит. От нормальных значений это сильно отличается, но я списываю на частые пробки и короткие улочки с множеством светофоров. Не знаю, как в других города, но в Новокузнецке именно так. На диагностике проблем не обнаружили совсем. Посоветовали не обращать внимание и ездить как всегда.

Сергей. У меня тоже 126-ой стоит. Уже второй год пытаюсь определить причину. И колодки тормозные проверял, и фильтры осматривал, даже чистил катушки, свечи и дроссель. Не помогло совсем. Оказалось проблема в прошивке, а расход топлива реальный в рамках 8-8,5 л на сотню. Так что с каждой машиной нужно индивидуально разбираться.

Владимир. На своей Ладе Приоре катался всегда с открытыми окнами и включенным кондиционером. Никаких особых отклонений даже не заметил. Может, я как-то не так катаюсь, чтобы расход прыгал? Или просто особого внимания не обращал. Нужно будет эксперимент поставить.

Лада Приора подробно о расходе топлива

В наше время, вопрос потребления топлива стал как некогда актуален, ведь цены на бензин растут с каждым днем. Владельцы автомобилей всегда стараются выбрать модель экономней, к таким относится и Лада Приора. Расход топлива Приоры порадует автомобилистов, ведь он оказался приятно выгодным. Он может зависеть напрямую от комплектации машины, но так как, в основном, они все имеют шестнадцать клапанов, то и расход 16 клапанной Приоры на 100 км не особо отличается от других моделей.

Первоначальные характеристики

Производители автомобилей всегда указывают технические характеристики выпущенных продуктов с некоторыми погрешностями. И priora, выпущенная автомобильной компанией АвтоВаз, возможно не исключение. В первоначальные данные ваза по этой машине, входило потребление бензиина от 6,8 до 7,3 литра/100 км. Но вот реальные данные этой модели, немного колеблются и даже не в самых малых показателях. И нормы расхода такой Лады на 100 км уже отличаются. Сейчас мы попробуем вам это показать.

1.6i 106 л.с 5-мех

1.6i 106 л.с 5-роб

Двигатель Расход (трасса) Расход (город) Расход (смешанный цикл)
5.5 л/100 км 9.1 л/100 км 6.9 л/100 км
5.6 л/100 км 8.9 л/100 км 6.8 л/100 км
5.5 л/100 км 8.5 л/100 км 6.6 л/100 км

Опросы водителей

Что бы узнать какой расход топлива у Приоры на 100 км., понадобились наблюдения самих водителей, которые уже на практике смогли убедиться в реальных цифрах. Эти отзывы разбились на несколько категорий. Из 100 процентов опрашиваемых, большая часть голосов, была отдана за потребление горючего Приоры 8-9 литров/100 км.

Далее, чуть меньше голосов, остановились на данных в 9-10 литров/100 км. Следующими результатами было потребление 7-8 литров, за которые проголосовала одна третья водителей, от большинства участвующих в опросе. Также, в меньшинстве голосов, остались отзывы (от больших голосов к меньшим):

  • 12 литров/100 км;
  • 10-11 литров/100 км;
  • 11-12 литров/100 км.

Несоответствие

Из указанных выше параметров, можно понять, что заявленные технические характеристики, далеко не точно соответствуют реальным цифрам. Куда больше – данные, любезно предоставленные владельцами, несколько разнятся друг от друга, заводя далеко от истинных показателей. Поэтому, реальный расход топлива на Приоре по городу, очень непостоянный показатель. И так, от чего тогда может зависеть потребление бензина? Сделаем небольшой обзор.

Причины несоответствий

Чтобы дать точный ответ, какой средний расход топлива у Lada Priora, нужно учесть все факторы, которые влияют на больший, или меньший расход топлива. Причины могут быть разными. Сюда относятся:

  • цвет машины;
  • состояние двигателя;
  • техника вождения водителя;
  • состояние дорог;
  • использование кондиционера, печки и других дополнительных приборов;
  • езда свыше 50 км./час с открытыми окнами в салоне;
  • время года и другие.

Окрас машины

Некоторые автомобилисты утверждают, что затрата может напрямую зависеть от цвета машины. Например, светлая модель, расходует гораздо меньше, чем ее темный аналог, но это далеко не гарант.

Влияние цвета доказали американские ученые. Они выяснили, что это проявляется особенно в теплое время года.

Сложное время года для машин. Расход топлива Приоры может в разы меняться. 16 клапанная Приора зимой потребляет больше. Во-первых, при непрогретом двигателе, расход бензина у Лады Приоры будет выше. Во-вторых, повышенная сложность дорог, которые требуют дрифтинга от машины – тоже прибавляет расход топлива. В-третьих, скорость. Чем медленнее передвигается машина, тем больше расходует бензина.

Лада Приора, которая имеет 16 клапанов, в общей сложности экономней других машин с подобными техническими характеристиками. К тому же, при желании, вы всегда сможете переделать ее под расход газа и существенно сберечь ваш семейный бюджет.

Будет полезно:  Замена термостата на ваз 2110 инжектор, 8 клапанов: видео инструкция
Ссылка на основную публикацию