Характеристики двигателя ваз-2111: технические параметры, его объем и мощность

Характеристики двигателя ваз-2111: технические параметры, его объем и мощность

Характеристика двигателя ВАЗ
Основные элементы двигателя

Двигатели ВАЗ.

Выберите модель двигателя ВАЗ

Двигатель ВАЗ 2111-100026080. Характеристика двигателя ВАЗ 2111.

Цикл работы двигателя предусматривает работу в четыре такта. Подача топлива в цилиндры осуществляется форсунками. Все цилиндры в блоке расположены в один ряд. Конструкцией двигателя предусмотрено верхнее положение распределительного вала. Система охлаждения ДВС – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Комбинированная система смазки предусматривает: смазку узлов путем подачи масла под давлением и смазку механизмов за счет разбрызгивания масла, вращающимися механизмами.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,49
Степень сжатия: 9,8
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин,: 56,4 кВт.- ( 77 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 71
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 750-800
Максимальный крутящий момент при 3000 об/мин., Н*м: 115,7
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 95 (неэтилирован.)
Система подачи топлива: Распределенный впрыск с электронным управлением
Свечи зажигания: А17ДВРМ, BPR6ES(NGK)
Вес, кг: 127.30
Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2111 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112 и их модификациях.

Двигатель 2111-80 можно рассматривать, как дальнейшую модернизацию моделей 21083 и 2110. На двигателе применяется блок цилиндров мод. 2110-1002011. Он отличается от блока 21083 наличием дополнительных крепежных отверстий под кронштейн генератора, модуль зажигания и датчик детонации. (смотреть «Блок цилиндров») Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 1,25 мм. Высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока – 194,8мм. Номинальный диаметр цилиндров – 82 мм. Для цилиндров определены ремонтные размеры 82,4 и 82,8 мм. Классы цилиндров маркируются латинскими буквами и соответствуют классам, принятым для цилиндров блока 21083. Допустимый износ цилиндра составляет не более – 0,15 мм на диаметр.

На двигателе 2111 используется коленчатый вал мод. 2112-1005015 с ходом поршня – 71мм. По посадочным местам он соответствует коленчатому валу 2108, но увеличены противовесы. Противовесы подвергнуты дополнительной механической обработке по диаметру и по боковым поверхностям. Это позволило снизить вибрации и повысить надежность вала.

Поршень 2110-1004015. По размерам он соответствует поршню 21083 и имеет на днище овальную выемку. Отличие заключается только в наличии канавок в бобышках под стопорные кольца. Для поршневого пальца применяется плавающая посадка. Поэтому для ограничения осевого смещения пальца устанавливаются стопорные кольца. Стопорные кольца мод. 21213.

Поршневой палец отличается от модели пальца 2108. При сохранении наружного диаметра в 22мм., уменьшена длина пальца с 61 до 60,5 мм и уменьшен внутренний диаметр с 15 до 13,5 мм.

Поршневые кольца нормального размера 82 мм с обозначением комплекта – 21083-1000100-10.

Шатун 2110-1004045 отличается от шатуна 2108. Длина шатуна – 121 мм. Шатун имеет более массивную нижнюю головку. Изменен профиль шатуна и использован материал с улучшенными механическими свойствами.

Головка блока цилиндров 21083-1003011. Различие только в длине болтов крепления головки к блоку цилиндров.

На двигателе ВАЗ 2111-80(в комплектации Евро II) установлен распределительный вал 2110. Посадочные размеры вала совпадают с посадочными размерами вала 2108, но изменен профиль кулачков. По сравнению с двигателем 2108 увеличилась высота подъема клапанов. Для впускного клапана подъем составляет 9,6 мм (2108 – 9,0мм.). Для выпускного клапана – 9,3 мм(2108- 9,0мм). Изменилось и угловое положение кулачков, относительно шпоночного паза. Эти изменения улучшили рабочие характеристики двигателя. Отличить распределительный вал 2110 от вала 2108 можно по увеличенному диаметру шейки около второго впускного кулачка на длине 5 мм.

Конструктивно привод ГРМ соответствует двигателю ВАЗ 21083. Распределительный вал приводятся во вращение от коленчатого вала зубчатым ремнем 2108-1006040-10 имеющим 111 зубцов. Зубцы ремня имеют эвольвентный профиль, а ширина ремня составляет 19,0мм. Натяжение ремня регулируется натяжным роликом.

Маховик 2110-1005115. Увеличение крутящего момента двигателя повлекло изменение конструкции маховика. Увеличен диаметр поверхности под сцепление с 196 до 208 мм. Изменилась форма и ширина зубьев венца маховика. Ширина венца маховика увеличена с 20,9 до 27,5 мм.

На двигателе 2111 установлен стартер мод. 2110. Ведущая шестерня стартера имеет 9 зубьев вместо 11-ти.

Шкив коленчатого вала мод.2110-1005058 совмещен с демпфером. Для привода генератора используется поликлиновый ремень. Это повлекло изменение профиля шкива коленчатого вала и шкива генератора. Зубчатый венец, который присутствует на демпфере, позволяет датчику отслеживать положение коленчатого вала. Выбор размера поликлинового ремня определяется моделью автомобиля на которую устанавливается двигатель и наличием дополнительных навесных агрегатов.

Для двигателей ВАЗ 2111 установленных на автомобилях “9-го семейства” применяется поликлиновый ремень 6РК698(698мм.). В этом случае размер ремня определяется размещением кронштейна для установки генератора.

На двигатели 2111 для автомобилей “10-го семейства” устанавливается поликлиновый ремень 6РК742(742мм.).

Если дополнительно установлен насос ГУР – поликлиновый ремень 2110-1041020 6РК1115(1115мм).

На двигателях с установленным компрессором кондиционера применяется ремень 2110-8114096 6РК1125(1125мм).

В системе впуска установлен оригинальной конструкции ресивер 2111-1008027.

В модификации ВАЗ 2111-80(в комплектации Евро II) осуществляется попарно-параллельный впрыск топлива. На двигателе ВАЗ 2111-75 (в комплектации Евро III.) установлена система фазированного впрыска. На таких ДВС устанавливается распределительный вал с индексом 2111. В этой модификации в торцевой части вала устанавливается штифт, позволяющий датчику фазы отслеживать моменты открытия/закрытия клапанов.

На этой модели используется масляный насос 2112. Конструктивно он отличается от насоса моторов 2108 только алюминиевой крышкой корпуса с крепежным отверстием для датчика положения коленчатого вала.

В системе охлаждения двигателя 2111 установлен водяной насос 2108.

Установлен генератор 9402.3701 (80 А).

Для управления режимами работы двигателя ВАЗ 2111 используется электронный блок управления (ЭБУ)- контроллер (Bosch, “Январь” или GM). Могут устанавливаться топливные форсунки(2111-1132010-03) фирмы SIEMENS 6238 (серая, 2отв. сопла), с контроллерами МР7.0 или ЯНВАРЬ 5 . С переходом на контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2 применяются форсунки SIEMENS VAZ 6393(желтые, 4 отв. сопла).

Технические характеристики двигателя ВАЗ-2111

Двигатели, встроенные в ВАЗ-2111 производителем, называются «родными». Цикл работы устройства в машине работает с учетом 4-х тактов. Изготовитель позаботился о том, чтобы топливо поступало в цилиндры с помощью форсунок. Что касается цилиндров, они расположены в одном ряду блочной системы. Распределительный вал находится сверху.

Говоря о двигателе, специалисты всегда напоминают о важности механизма охлаждения ВАЗ-2111. Система охлаждения здесь зависит от залитой жидкости, поэтому во избежание перегрева двигателя необходимо следить за уровнем антифриза.

Смазочное устройство в автомобиле совмещает сразу 2 вида:

  • смазка узлов обеспечивается подачей маслянистой субстанции с учетом давления;
  • смазка механических деталей предусматривает разбрызгивание, орошение маслом отдельных элементов.

Технические характеристики двигателя ВАЗ-2111

Зная технические характеристики встроенного в ВАЗ-2111 двигателя, можно рассчитывать на пробег транспортом определенного километража. Производитель указывает такие характеристики двигателя:

  1. Число цилиндров – 4 штуки.
  2. Рабочий объем цилиндров достигает 1,49 л.
  3. Уровень сжатия составляет 9,8.
  4. Номинальная мощность, которая приходится на двигатель при частоте вращения вала коленчатого формата 54400 оборотов за 1 минуту, равна 56,4 кВт.
  5. Цилиндр достигает диаметра 82 мм.
  6. Ход поршня предусматривает прохождение 71 мм.
  7. Количество клапанов в двигателе ВАЗ-2111 – 8.
  8. Частота обращения вала коленчатого формата по минимуму – от 750 до 800 оборотов за 1 минуту.
  9. В каком порядке работают цилиндры устройства в отечественном авто? Сначала крутится 1-й, затем 3-й, 4-й, и, наконец, очередь доходит до 2.
  10. Октановое число топлива – 95.
  11. Топливо подается методом впрыскивания с электронным механизмом регулировки.
  12. Весит деталь 127,30 кг.
  13. Если случается обрыв ремня ГРМ, клапаны не гнутся.

Двигатель ВАЗ-2111 состоит из 8 клапанов, сформирован компонент на основе такого же устройства ВАЗ-2110.

У 2-х этих двигателей одинаковые корпусные составляющие, механизмов работы два:

Также не имеют отличий смазочная система и подвес, идущий к силовому агрегату. В чем отличия двигателей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111? Разный способ подачи бензина, карбюратор заменен на впрыск топлива. От этого меняется процесс сборки и разборки, демонтажа и установки узлов, подающих воздушный поток, системы питания.

Будет полезно:  Датчик детонации ваз 2114: признаки неисправности, диагностика

Что такое двигатель на 8 и 16 клапанов

В описании двигателей автомобилей вы можете видеть 8- и 16-клапанный агрегат. Дело в том, что если вместо одного клапана на цилиндр приходится сразу 2, это позволяет сформировать для газообмена большую площадь камеры сгорания, а значит «дышать» устройство будет активнее. Особенно это касается высоких оборотов, во время которых на впуск заряда свежей массы и очистку цилиндрических составляющих от использованных газов уходит меньшее количество времени.

Обустроив ВАЗ-2111 механизмом с 16 клапанами, изготовитель позаботился о большей мощности и сделал отечественный автомобиль маневрированным и скоростным, на порядок выше по техническим данным от ВАЗ, где установлен агрегат с 8 клапанами.

Какие еще бывают двигатели в автомобилях ВАЗ

ВАЗ-2112 оборудован двигателем с 16 клапанами, оригинальных деталей, по сравнению с ВАЗ-2110, в нем гораздо больше. Устройство модернизировано 16-клапанной головкой и приводом, подходящим к 2-м распределительным валам. С другого бока в цилиндры поступает воздушный поток.

Приборы в ВАЗ-2111 и 2112 стали основой для разработки и внедрения совершенно новых, модернизированных устройств для ВАЗ-21114 и 21124, первый имеет 8 клапанов, механизм второго авто рассчитан на 16 клапанов. Рабочий объем достиг 1,6 л, этот прирост стал реальным за счет таких факторов:

  • высота блока цилиндров увеличилась на 2,3 мм, а величина шатунно-поршневой категории осталась прежней;
  • увеличен ход коленчатого вала – был 71, стал 75,6.

Повышение объема также отражено в названии индекса мотора – кодировка «4». Поэтому из 2111 получается 21114, а из 2112 – 21124.

Осталось сказать об устройстве 21114:

  • главное отличие от других моделей – блок цилиндров;
  • вал коленчатого формата;
  • другая головка блока.

Все остальное повторяет детали конструкции версии объемом 1,5 л. Но уплотняющий материал теперь – профилированная прокладка, сделанная из резины, размещенная в специально сделанной канавке, схожая на уплотнение крышки головки блока двигателя, начиная с 2108, завершая 2111.

Как снять и поставить новый двигатель ВАЗ-2111

Несмотря на модернизированные характеристики двигателя в ВАЗ-2111, устройство со временем может выйти из строя. Есть смысл обратиться в СТО или постараться устранить неисправность своими руками. При этом обойтись без помощника не удастся, также потребуются смотровая яма, лебедка.

Пошаговая инструкция по замене устройства в отечественном автомобиле выглядит так:

  1. Снимите капот. Для того чтобы не запутаться, пометьте маркером, где в последующем должны располагаться шайбы.
  2. Избавьтесь от давления топливной системы, переведя стартер на 15 секунд в рабочее состояние. Фишка с проводами, идущими от бензонасоса, остается отключенной.
  3. После снятия батареи отложите в сторону и накладку двигателя, сооруженную из пластика.
  4. Открутите корпусную часть воздушного фильтра.
  5. Снимите тросик привода дроссельной заслонки от устройства ВАЗ-2111, поддев пружину отверткой.
  6. Выверните колодку с проводами в сторону от ДПДЗ, колодку с проводами от РХХ, шланг от модуля, отвечающего за его впуск.
  7. После отсоединения колодки с проводами от модуля зажигания вам также предстоит заняться снятием таких составляющих:
    • колодка с проводами, идущими от ДПРВ;
    • с проводами от ДКПВ;
    • от клапана, продувающего адсорбер;
    • колодка с проводами от измерителя показателей наполнения маслом в поддоне картера;
    • с проводами от датчика температурных показателей жидкости для охлаждения;
    • не забудьте о датчике определения температуры;
    • достаньте колодку проводов от измерителя детонации;
    • вытащите из механизма провода с «массой» и наконечник провода минус.

Теперь извлеките генератор, слейте масло, тосол, отложите в сторону шланги системы охлаждения от термостата, коробку передач, наконец, доступ к двигателю свободен.

Двигатель ВАЗ 2111 с распределенным впрыском

Проектировался двигатель 2111 для переднеприводного автомобиля на основе ВАЗ 2108, но уже седана, а не хэтчбэка, поэтому мотор стал гибридом ДВС 2108 и 2110, широко использует их детали в своей конструкции. Именно с модификации 2111 производитель АвтоВАЗ начал комплектацию машин инжекторными двигателями с управлением бортовым компьютером.

Характеристики мотора 2111

Начиная с 1993 года, производителем АвтоВАЗ был открыт проект ВАЗ-2110. Разрабатывался переднеприводной седан повышенной комфортности, поэтому карбюраторные модификации моторов 2108, 2110 и их вариантов не удовлетворяли условиям.

Уже на начальном этапе проект разделился на две самостоятельных работы. Простая переделка хэтчбэка «Восьмерки» в седан получила название ВАЗ-21099. Наименование второго проекта осталось прежним, но работа над ним изрядно затянулась по ряду причин:

  • в 1985 году появился образец для испытаний, в серию машину с новым мотором планировалось запустить с 1992 года;
  • кризис спутал планы, руководство завода производителя поставило ВАЗ-2110 на конвейер лишь в 1996 году;
  • в первых машинах стоял карбюраторный ДВС, затем доработанный 2111 инжекторного типа.

Конструкторам удалось по максимуму использовать существующие элементы моторов, чтобы пользователь предыдущих поколений ВАЗ не путался, какое масло и охлаждающую жидкость использовать. По умолчанию технические характеристики ДВС 2111 имеют вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 2111
Годы производства 1997 – 2014
Объем 1490 см 3 (1,5 л)
Мощность 56,4 кВт ( 77 л. с.)
Крутящий момент 183 Нм (4400 – 4800 об/мин)

186 Нм (4400 – 5200 об/мин)

Вес 127,3 кг
Степень сжатия 9,8
Питание инжектор
Тип мотора рядный
Впрыск электронный многоточечный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор короткие перегородки
Выпускной коллектор ширина 1 – 1,4 мм, угол 45°
Распредвал от 2110, обеспечивает ход клапана впускного 9,6 мм, выпускного 9,3 мм
Головка блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра А-класс – 82 – 82,01 мм

В-класс – 82,01 – 82,02 мм

С-класс – 82,02 – 82,03 мм

D-класс – 82,03 – 82,04 мм

Е-класс – 82,04 – 82,05 мм

Поршни от 2110
Кольца от 21083
Диаметр поршня А-класс – 81,94 – 81,95 мм

В-класс – 81,95 – 81,96 мм

С-класс – 81,96 – 81,97 мм

D-класс – 81,97 – 81,98 мм

Е-класс – 81,98 – 81,99 мм

Коленвал модель 2112
Количество подшипников коренных 5
Ход поршня 71 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-2/Евро-3
Расход топлива трасса – 8 л/100 км

смешанный цикл 9,5 л/100 км

город – 13 л/100 км

Расход масла максимум 1 л/1000 км
Моторное масло для 2112 5W-30 и 10W-30
Объем масла моторного 4,5 л
Температура рабочая 95°
Ресурс мотора заявленный 200000 км

реальный 250000 км

Регулировка клапанов шайбы в гнезде толкателя
Система охлаждения принудительная, антифриз
Количество ОЖ 7,8 л
Помпа от 2108
Свечи на 2111 BPR6ES, А17ДВРМ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Ремень ГРМ от 2110, 111 зубов, ширина ремня 19 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр номер по каталогу 90915-10001

замена 90915-10003, с обратным клапаном

Маховик толщина 27,5 мм, диаметр под сцепление 208 мм
Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм
Маслосъемные колпачки код 90913-02090 впускные светлые

код 90913-02088 выпускные темные

Компрессия от 13 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин -1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 18 Нм

маховик – 61 – 87 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)

головка цилиндров – 4 стадии 20 Нм, 69,4 – 85,7 Нм + 90° + 90°

Официальный мануал содержит информацию, какое масло лить: 5W30/5W40 (зима), 20W30/20W40 (лето) и 10W30/15W40 (всесезонное). Изготовителем указаны смазки в двигатель производителей Роснефть, Мобил и Лукойл, специалист на СТО обычно рекомендует масла для двигателя Mannol, Zic и Valvoline.

Конструкционные особенности

После многолетних доработок мотор 2111 обладает следующими нюансами конструкции:

  • схема двигателя – электронное управление распределенным впрыском;
  • блок двигателя – имеет отверстия для фиксации кронштейнов навесного оборудования;
  • цилиндры – расточены под размер 82 мм;
  • коленвал – с длинным 71 мм ходом поршня, напоминает модель 2108, но противовесы мощнее для уменьшения вибраций;
  • поршень – овальная выемка на днище, чтобы не гнул клапаны, плавающая посадка пальца;
  • шатун – длина 121 мм, нижняя головка тяжелее;
  • распредвал – профиль кулачков изменен, посадочные размеры совпадают с вариантом 2108;
  • ГРМ – скопирован с 21083, передача ременная;
  • маховик – зубья шире, профиль изменен, диаметр посадки сцепления больше (208 мм), венец шире, чем у 2110 (27,5 мм);
  • стартер – шестерня с 11 зубьями;
  • ремень – 742 мм в базовом варианте, 1115 мм при наличии ГУР, 1125 мм при комплектации авто кондиционером;
  • ЭБУ – GM, Bosch или Январь;
  • форсунки – Siemens VAZ 6393 (сопло с 4 отверстиями, цвет желтый) с контроллером Январь 7.2 либо М 7.9.7 или Siemens 6238 (сопла с 2 отверстиями, цвет серый) с контроллерами Январь 5 либо МР 7.0.

Благодаря указанным конструкционным решениям характеристики двигателя заметно улучшены.

Модификации ДВС

Сразу после создания мотора 2111 была проведена модернизация впрыска, появились варианты:

  • 2111-75 – впрыск фазированный;
  • 2111 -80 – впрыск попарно-параллельный.

В первом случае штифт на торце распредвала позволяет датчику ДПРВ отследить положение клапанов (закрыто/открыто). В маслонасос добавлено крепежное отверстие для датчика положения коленвала. Для второго варианта применяется распредвал 2110.

Плюсы и недостатки

Вышеприведенное описание параметров превосходит характеристики всей линейки существующих на тот момент ДВС, производившихся АвтоВАЗом. Однако «в наследство» от моторов 21083 и 2110 двигатель 2111 получил недостатки:

  • обрыв шпилек в креплении «глушитель-выпускной коллектор»;
  • поломка топливного погружного насоса;
  • негерметичность прокладки клапанной крышки;
  • низкий ресурс элементов охлаждающей системы;
  • периодическая разрегулировка клапанов.

Плюсами являются низкий расход масла и топлива, возможная форсировка своими руками, но только в счет доработки имеющихся агрегатов.

В каких авто использовался?

Устанавливался двигатель 2111 на следующие модели переднеприводных автомобилей ВАЗ:

  • 2108 – хетчбэк трехдверный;
  • 21083 – хетчбэк трехдверный;
  • 2109 – хетчбэк пятидверный;
  • 21093 – хетчбэк пятидверный;
  • 21099 – седан;
  • 2113 – хетчбэк трехдверный;
  • 2114 – хетчбэк пятидверный;
  • 2115 – седан;
  • 2110 – седан;
  • 2111 – универсал пятидверный;
  • 2112 – хетчбэк пятидверный.

На «восьмерки» и «девятки» мотор устанавливался после 1987 года, соответственно.

Порядок техобслуживания

Модернизированное устройство ДВС изменило стандартный регламент ТО, разработанный для ранее выпущенных двигателей, поэтому обслуживается мотор 2111 следующим образом:

Объект техобслуживания Время, год / пробег, тыс. км (что наступает раньше)
Ремень ГРМ замена через 100000 км
Батарея АКБ 1 /20
Зазор в клапане 2 /20
Вентиляция картера 2 /20
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 2 /20
Топливопровод и крышка бака 2 /40
Масло моторное 1 /10
Фильтр масляный 1 /10
Фильтр воздушный 1 – 2 /40
Фильтр топливный 4 /40
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения 2 /40
Жидкость охлаждающая 2 /40
Датчик кислородный 100
Свеча зажигания 1 – 2 /20
Коллектор выпускной 1

Если владелец производит тюнинг ДВС, чтобы увеличить мощность, периодичность замены и диагностики, указанной в таблице, следует сократить на 30 – 50%.

Типичные неисправности

После многолетнего опыта эксплуатации замечено, что двигатель 2111 подвержен следующим поломкам:

Неисправность Причина Устранение
ДВС «троит», плавают обороты 1)поломка датчика ДПДЗ

3)пробой прокладки

1)замена датчика заслонки

2)установка нового клапана

3)замена прокладки

Шумы и стуки 1)зазоры клапанов сбиты

2)износ шатунных вкладышей или коренных подшипников

3)выработан ресурс колец и поршней

замена расходников или капремонт
Перегрев мотора 1)поломка температурного датчика

2)отказ термостата

ремонт или замена комплектующих

Недоработана выхлопная система мотора, поэтому трескается выпускной коллектор и ломается его крепеж. Особенностью ГРМ является низкий ресурс прокладки клапанной крышки.

Тюнинг ДВС

По умолчанию в двигателе использован максимальный диаметр цилиндров, поэтому расточить их еще больше никак не получится или обойдется слишком дорого. Применяется тюнинг следующих видов:

  • фильтр ФНС – нулевое сопротивление может «оживить» мотор;
  • дроссель 54 – заслонка большего диаметра монтируется обязательно в паре с ФНС;
  • прямоточня выпускная система – паук схемы 4/2/1 и резонатор с банками;
  • спортивный распредвал – изменяются режимы газораспределения.

Таким образом, ДВС 2111 на порядок превосходит карбюраторные модификации, не гнет клапана, экономичен в работе, поэтому его выпускали долго и много, чтобы комплектовать всю линейку переднеприводных авто, выпускаемую на тот момент. Благодаря нескольким ремонтным размерам поршня и цилиндра, можно сделать капитальный ремонт собственными силами.

Двигатель на ВАЗ 2111: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель 2111 (в обиходе иногда встречается обозначение 2114 ) – это аналог известного вазовского мотора 21083 , в котором вместо карбюратора используется инжектор.

В дальнейшем на его базе разработали ряд 1,5-литровых моторов ( 2112 , 21124 , 21126, 21127 , 21114 , 21116 ). Агрегатированный коробкой переключения передач и сцеплением, двигатель ВАЗ 2111 размещается в подкапотном пространстве автомашины на опорных подушках.

Технические характеристики

ПАРАМЕТРЫ ЗНАЧЕНИЕ
Рабочий объем цилиндров, куб. см 1499
Номинальная мощность, л. с. (при 5400 об/мин.) 78
Максимальный крутящий момент, Нм (при 3000 об/мин.) 116
Количество цилиндров 4
Количество клапанов на цилиндр, шт. 2
Общее количество клапанов, шт. 8
Диаметр цилиндра, мм 82
Ход поршня, мм 71
Степень сжатия 9.9
Схема работы цилиндров 1 – 3 – 4 – 2
Система питания Инжектор (распределенный впрыск с электронным управлением)
Горючее Неэтилированный бензин АИ-92
Расход топлива, л/100 км (город/трасса/смешанный) 8,8/5,7/7,3
Система смазки Комбинированная (разбрызгивание +под давлением)
Тип моторного масла 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40
Количество моторного масла, л 3.5
Система охлаждения Жидкостная, замкнутого типа
Охлаждающая жидкость На основе этиленгликоля
Моторесурс, тыс. час. (теория/практика) 150/250
Вес, кг 127

Мотор ВАЗ 2111 устанавливался на автомобили ВАЗ 21083, 21093, 21099 , 21102, 2111, 21122, 2113, 2114, 2115 .

Описание

Мотор 2111 – классическая вазовская конструкция с верхним расположением одного распредвала (SOHC). На блоке цилиндров дополнительно можно:

  • установить датчик детонации;
  • закрепить кронштейн генератора;
  • разместить модуль зажигания.

В приводе газораспределительного механизма (ГРМ) используется эластичный зубчатый ремень.

ВАЖНО: при обрыве приводного ремня ГРМ клапана не гнутся.

В процессе создания двигателя ВАЗ 2111 предусматривалось наличие двух вариантов исполнения, отличающихся между собой системой впрыска:

  1. Попарно-параллельный впрыск – ВАЗ 2111-80 (исполнение Euro-II).
  2. Фазированный впрыск – ВАЗ 2111-75 (исполнение Euro-III).

На силовых агрегатах, оснащенных системой фазированного впрыска, устанавливается распредвал со штифтом, который позволяет соответствующему датчику отслеживать момент открытия и закрытия клапанов. Расположен этот штифт в торце распредвала, маркированного индексом 111.

Мотором управляет электронный блок управления (ЭБУ). Для разных исполнений силовых агрегатов применяются разные типы ЭБУ (контроллеры):

  • «Январь», GM или Bosch. При этом с форсунками «Siemens 6238» используют контроллеры МР 7.0 или «Январь 5»;
  • «Siemens VAZ 6393» применяют контроллеры «Январь 7.2» или М 7.9.7.

Техническое обслуживание

Регулярное техническое обслуживание двигателя ВАЗ 2111 обеспечивает достаточно длительную и беспроблемную эксплуатацию. Как и все вазовские силовые агрегаты, двигатель ВАЗ 2111 необходимо периодически осматривать (визуальный контроль), обращая особое внимание на:

  • наличие протечек тосола и моторного масла;
  • целостность высоковольтных проводов;
  • исправность свечей зажигания;
  • состояние фильтрующего элемента воздушного фильтра;
  • появление трещин на ремне привода генератора.

Также рекомендуется регулярно проверять уровень моторного масла в картере и тосола в расширительном бачке силового агрегата.

В перечень обязательных процедур, которые необходимо осуществлять при плановом техническом обслуживании автомобиля, входят работы по замене (не позже):

  • моторного масла и масляного фильтра – через каждые 15 тыс. км. пробега;
  • топливного фильтра и фильтрующего элемента воздушного фильтра – через каждые 30 тыс. км пробега;
  • ремня привода ГРМ и натяжного ролика – через каждые 75 тыс. км. пробега;
  • ремня привода генератора – через каждые 30 тыс. км. пробега;
  • охлаждающей жидкости – через каждые 75 тыс. км. пробега;
  • свечей зажигания – через каждые 60 тыс. км пробега.

Неисправности

Для силового агрегата ВАЗ 2111 характерны все типовые неисправности, которые свойственны вазовской «классике». Например:

НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ
Нарушены тепловые режимы двигателя. 1. Неисправен термостат. 2. Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости. Непригодные комплектующие необходимо демонтировать и поменять на новые.
Посторонние стуки и шумы при работе силового агрегата. 1. Нарушены зазоры клапанов. 2. Изношены коренные подшипники коленчатого вала. 3. Износились подшипники шатунов. 4. Застучали поршни. Отрегулировать зазоры клапанов. Замену деталей, связанных с разборкой мотора, необходимо осуществлять на специализированной СТО.
Нарушены режимы работы силового агрегата (обороты «плавают», «троит» и др.). 1. Вышел из строя датчик положения дроссельной заслонки. 2. Прогорел клапан. 3. Пробита прокладка. 4. Дефект в системе зажигания. Ÿ Заменить неисправный датчик. Ÿ Установить неисправность можно, измеряя компрессию в цилиндрах. Если в одном из цилиндров она ниже нормы, то прогорел клапан, а если в норме – дефект нужно искать в системе зажигания.

Тюнинг

По заключению специалистов, профессионально занимающихся тюнингом силовых агрегатов, увеличение мощности моторов семейства ВАЗ 2111 возможно несколькими способами:

  • Увеличение мощности двигателя путем установки компрессора

Один из наиболее эффективных способов увеличения мощностных характеристик силового агрегата 2111 – установка компрессора, который сможет обеспечить давление 0,5 бар. При этом необходимо заменить установленный распредвал на вал Нуждин 10.42 или Нуждин 10.63 и правильной настройкой ЭБУ добиться увеличения мощности до 120 л. с.

  • Поднять мощность силового агрегата можно и без использования компрессора

Для этого нужно демонтировать имеющийся распредвал и установить вместо него вал «ОКБ Динамика 108» или «Нуждин 10.93» с разрезной шестерней. После настройки фаз мощность двигателя увеличится до 85 л. с.
Если после этого установить ресивер, заменить имеющуюся дроссельную заслонку на большую (диаметр 54 мм), а вместо выпускного коллектора установить «паук 4-2-1», то можно добиться увеличения мощности до 95 л. с. При этом немного улучшится динамика разгона автомобиля.

Доработав фрезерованием головку блока цилиндров и впускной коллектор, а также установив облегченные клапана, получаем мощность более 100 л. с.

  • Еще один способ увеличения мощности двигателя 2111 заключается в замене 8-ми клапанной головки блока цилиндров на 16-ти клапанную с ресивером, увеличенной дроссельной заслонкой (54 мм) и организацией системы выхлопа отработанных газов на трубе диаметром 51 мм. Это дает возможность получить мощность в диапазоне 105…110 л. с.

Примечания

  1. Практически увеличить мощность силового агрегата 2111 можно до 170 л. с. или еще больше. Однако при этом очень резко ухудшится надежность его работы.
  2. Простой чип-тюнинг атмосферного мотора 2111 осуществлять нецелесообразно, так как его эффективность будет практически незаметна.

Двигатель ВАЗ 2111i (1.5 л, 77 л.с.)

Кол-во клапанов 8

Кол-во целиндров 4

Октановое число бензина 95

Тип подачи топлива 38

Характеристика двигателя ВАЗ 2111 (1,5 л, 77 л.с.)

Цикл работы двигателя предусматривает работу в четыре такта. Форсунки обеспечивают подачу топлива. Все цилиндры в блоке расположены в один ряд. Конструкцией двигателя предусмотрено верхнее положение распределительного вала. Система охлаждения ДВС – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Комбинированная система смазки предусматривает: смазку узлов путем подачи масла под давлением и смазку механизмов за счет разбрызгивания масла, вращающимися механизмами.

Рабочий объем цилиндров, л:

Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин,:

Диаметр цилиндра, мм:

Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин:

Максимальный крутящий момент при 3000 об/мин., Н*м:

Порядок работы цилиндров:

Октановое число бензина:

Система подачи топлива:

Распределенный впрыск с электронным управлением

Особенности двигателя ВАЗ 2111 (1,5 л, 77 л.с.)

Двигатель ВАЗ 2111 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112 и их модификациях.

Двигатель 2111-80 можно рассматривать, как дальнейшую модернизацию моделей 21083 и 2110. На двигателе применяется блок цилиндров мод. 2110-1002011. Он отличается от блока 21083 наличием дополнительных крепежных отверстий под кронштейн генератора, модуль зажигания и датчик детонации. Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 1,25 мм. Высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока – 194,8 мм. Номинальный диаметр цилиндров – 82 мм. Для цилиндров определены ремонтные размеры 82,4 и 82,8 мм. Классы цилиндров маркируются латинскими буквами и соответствуют классам, принятым для цилиндров блока 21083. Допустимый износ цилиндра составляет не более – 0,15 мм на диаметр.

На двигателе 2111 используется коленчатый вал мод. 2112-1005015 с ходом поршня – 71 мм. По посадочным местам он соответствует коленчатому валу 2108, но увеличены противовесы. Противовесы подвергнуты дополнительной механической обработке по диаметру и по боковым поверхностям. Это позволило снизить вибрации и повысить надежность вала. Поршень 2110-1004015. По размерам он соответствует поршню 21083 и имеет на днище овальную выемку. Отличие заключается только в наличии канавок в бобышках под стопорные кольца.

Для поршневого пальца применяется плавающая посадка. Поэтому для ограничения осевого смещения пальца устанавливаются стопорные кольца. Стопорные кольца мод. 21213. Поршневой палец отличается от модели пальца 2108. При сохранении наружного диаметра в 22мм., уменьшена длина пальца с 61 до 60,5 мм и уменьшен внутренний диаметр с 15 до 13,5 мм.

Поршневые кольца нормального размера 82 мм с обозначением комплекта – 21083-1000100-10. Шатун 2110-1004045 отличается от шатуна 2108. Длина шатуна – 121 мм. Шатун имеет более массивную нижнюю головку. Изменен профиль шатуна и использован материал с улучшенными механическими свойствами. Головка блока цилиндров 21083-1003011. Различие только в длине болтов крепления головки к блоку цилиндров.

На двигателе ВАЗ 2111-80 (в комплектации Евро II) установлен распределительный вал 2110. Посадочные размеры вала совпадают с посадочными размерами вала 2108, но изменен профиль кулачков. По сравнению с двигателем 2108 увеличилась высота подъема клапанов. Для впускного клапана подъем составляет 9,6 мм (2108 – 9,0 мм). Для выпускного клапана – 9,3 мм (2108 – 9,0 мм). Изменилось и угловое положение кулачков, относительно шпоночного паза. Эти изменения улучшили рабочие характеристики двигателя. Отличить распределительный вал 2110 от вала 2108 можно по увеличенному диаметру шейки около второго впускного кулачка на длине 5 мм.

Конструктивно привод ГРМ соответствует двигателю ВАЗ 21083. Распределительный вал приводятся во вращение от коленчатого вала зубчатым ремнем 2108-1006040-10 имеющим 111 зубцов. Зубцы ремня имеют эвольвентный профиль, а ширина ремня составляет 19,0 мм. Натяжение ремня регулируется натяжным роликом.

Маховик 2110 -1005115. Увеличение крутящего момента двигателя повлекло изменение конструкции маховика. Увеличен диаметр поверхности под сцепление с 196 до 208 мм. Изменилась форма и ширина зубьев венца маховика. Ширина венца маховика увеличена с 20,9 до 27,5 мм.

На двигателе 2111 установлен стартер мод. 2110. Ведущая шестерня стартера имеет 9 зубьев вместо 11-ти.

Шкив коленчатого вала мод.2110-1005058 совмещен с демпфером. Для привода генератора используется поликлиновый ремень. Это повлекло изменение профиля шкива коленчатого вала и шкива генератора. Зубчатый венец, который присутствует на демпфере, позволяет датчику отслеживать положение коленчатого вала. Выбор размера поликлинового ремня определяется моделью автомобиля на которую устанавливается двигатель и наличием дополнительных навесных агрегатов.

Для двигателей ВАЗ 2111 установленных на автомобилях «9-го семейства» применяется поликлиновый ремень 6РК698 (698 мм). В этом случае размер ремня определяется размещением кронштейна для установки генератора.

На двигатели 2111 для автомобилей “10-го семейства” устанавливается поликлиновый ремень 6РК742 (742 мм). Если дополнительно установлен насос ГУР – поликлиновый ремень 2110-1041020 6РК1115 (1115 мм). На двигателях с установленным компрессором кондиционера применяется ремень 2110-8114096 6РК1125 (1125 мм). В системе впуска установлен оригинальной конструкции ресивер 2111-1008027.

В модификации ВАЗ 2111-80 (в комплектации Евро II) осуществляется попарно-параллельный впрыск топлива. На двигателе ВАЗ 2111-75 (в комплектации Евро III) установлена система фазированного впрыска. На таких ДВС устанавливается распределительный вал с индексом 2111. В этой модификации в торцевой части вала устанавливается штифт, позволяющий датчику фазы отслеживать моменты открытия/закрытия клапанов. На этой модели используется масляный насос 2112. Конструктивно он отличается от насоса моторов 2108 только алюминиевой крышкой корпуса с крепежным отверстием для датчика положения коленчатого вала.

В системе охлаждения двигателя 2111 установлен водяной насос 2108. Установлен генератор 9402.3701 (80 А).

Для управления режимами работы двигателя ВАЗ 2111 используется электронный блок управления (ЭБУ)- контроллер (Bosch, Январь или GM).

Могут устанавливаться топливные форсунки (2111-1132010-03) фирмы SIEMENS 6238 (серая, 2 отв. сопла), с контроллерами МР7.0 или ЯНВАРЬ 5. С переходом на контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2 применяются форсунки SIEMENS VAZ 6393 (желтые, с 4 отв. сопла).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector