Застучал шатун что делать?

Сообщества › ГАЗ Волга › Блог › Стук шатуна

Тема для просвещения всех темных и меня в частности. Стучит шатун, есть мысль скинуть поддон (все равно менять масло надо) и поменять вкладыш у шатуна и подтянуть шатун. А теперь вопрос: собственно говоря, какова вероятность удачного исхода операции? И какие подводные камни меня могут подстерегать?

Тема на два дня, потом сердечно обещаю удалить.

Смотрите также

Комментарии 47

Отбой пока, гараж не дали. А там чтобы поддон скинуть коробас надо снимать и двиг приподнимать?

Решил в воскресенье все таки залезть и хотя бы визуально оценить масштаб)

отпишись что и как))

ну ребят тут 50 на 50 у меня провернуло и заклинело понёс точить он мне сказал шейки хорошие но он сделал ремонт на 0,25
говорит можно было и не точить просто вкладыш прилип…

если вкладыш прилип то шлифовать надо, остатки не снимешь шкуркой, да и вкладыш пока задирало скорее всего подрал немного и шейку. Возможно она и осталась в допуске но только в нижнем что уже не совсем хорошо.

Может и так просто клинанул так удачно значит, в москве прогладка прогорела тосол в цилиндр попал и как извесно жидкость не сжимается вот и вкладышу досталось…

Т.е., не прокатит, просто разобрать и посмотреть, и попытаться исправить, забить и дальше ездить? Т.е. так можно запороть все, я так понимаю.

Я тоже раньше так думал, что вот здесь немного подстучу исправлю и всё поеду, отец на до мной смеялся. В итоге когда у меня двигатель показал кулак дружбы, я начал вплотную изучать двиг.
Это как зубы например, заболел, а мы потерпели боль и не идём лечить, а он потом ломается и начинается расшатываться рядом стоящие зубы. как то так

Стучит шатун из за выработки втулки которая стоит в верхней части шатуна на пальце в поршне. Лечится заменой втулки (продаётся в любом ГАЗовском авто магазине), только придётся развёртывать под размер пальца поршня. Поддон и головку надо будет снимать.

Замена вкладыша? никакого результата вообещ

не пропадает. У пальцев другой немного стук, более звонкий, а тут как у клапана, низкий и глухой

не шестерня? Мне тоже говорили что шатун, оказалось не так

Ну моторист, который голову протягивал указал перстом на шатун.

сними поддон, подергай за шатуны. Сразу поймешь, что с ними. А так мотористы любят разводить на бабки.

не шестерня? Мне тоже говорили что шатун, оказалось не так

А с шестерней что делал?

заменил и забыл

не факт что стучит шатун во вкладышах. стук пропадает с набором оборотов? если да, то выработалась верхняя втулка. и это уже палец в верхней головке шатуна стучит! лечится заменой шатуна.

Не, ну это понятно, что вероятность того, что надо колено точить и заглядываться на капиталку велика. А если попробовать подтянуть, хуже же не будет?

тут недавно с друганом на дизеле эксперементировали. стук появился. поддон сняли вроде как на всех есть мелкие задиры. намазали новые притирочной пастой для клапанов и собрали дали поработать под пристальным взглядом . и все хорошенько почистив поставили новые вкладыши. вроде как стук пропал и давление поднялось.)

это уличная магия))

тут недавно с друганом на дизеле эксперементировали. стук появился. поддон сняли вроде как на всех есть мелкие задиры. намазали новые притирочной пастой для клапанов и собрали дали поработать под пристальным взглядом . и все хорошенько почистив поставили новые вкладыши. вроде как стук пропал и давление поднялось.)

Ого! Это — Идэя! Как делали? Шейку пастой притирочной намазали, а потом вкладыш и шатун?

Ого! Это — Идэя! Как делали? Шейку пастой притирочной намазали, а потом вкладыш и шатун?

лучше двигатель от приоры поставь, валить будит !)))

насчет окушки. там поршни доходят одновременно вмт . и есть балансирные валы. неубиваемый дрыгатель.

а так без шуток. глянь протяни. может ещо и проедет до капиталки пару тысяч км.

Хотелось бы)) Пока денег на новый накоплю)

а так без шуток. глянь протяни. может ещо и проедет до капиталки пару тысяч км.

не проедет он уже, не занимайтесь чушью. Вот потом приезжают такие ездоки и в ступор впадают когда говоришь что колено надо новое старое восстановлению не подлежит. Не верят еще. Застучал заглушили, сняли колено, отнесли на шлифовку. На новом колене можно попробовать шатун (только не заводить а покрутить руками) возможно но и нормальный будет еще (если не долго работал стуканувши) если мертвый заменили на новый, собрали двиг и катаетесь дальше. А по другому можно? Можно, но как правило потом ремонт дорогой выходит а можно и блок запороть.

полностью согласен, шатун с новым вкладышем затянуть, провернуть на шейке, отпустить, посмотреть, если ровно берет — повезло, если нет на расточку, или подбор нового.

тут недавно с друганом на дизеле эксперементировали. стук появился. поддон сняли вроде как на всех есть мелкие задиры. намазали новые притирочной пастой для клапанов и собрали дали поработать под пристальным взглядом . и все хорошенько почистив поставили новые вкладыши. вроде как стук пропал и давление поднялось.)

Жесть! Так категорически нельзя делать!

ну когда деватся некуда. приходится. а вот дизельный нисанчик после такого досихпор броздит просторы.

Жесть! Так категорически нельзя делать!

хочешь обойтись малой кровью? Тогда только так категорично. А то так стук может и наружу вылезти (кулак дружбы так называемый) и весь двиг пойдет на помойку. И придется раскошелиться рублей на 20 а так можно в 5-ку уложиться вполне.

Почему стучит шатун в двигателе

Опытные водители знают, что самый опасный стук в моторе связан с шатуном. Если произошел износ его вкладышей или другая поломка, то с ней оперативно справиться не удастся. Тут уже не поможет заливка масла с высоким показателем вязкости, ни использование позднего зажигания, ни применение новых подкладок. Все эти меры только на время могут избавить от стука, но первопричину не устранят.

Когда стучит шатун в двигателе, то это почти всегда означает, что следует приступать к капитальному ремонту. Надо будет убирать коленвал, так как на его шейке наверняка образовался эллипс, производить проточки под вкладыши и т.п.

Как правило, стук шатуна часто особенно сильно слышен в том случае, когда сбрасывается газ. Если речь идет о дизельном движке, то стучание может быть немного другим, так как поршни в таких моторах часто достаточно плотно при работе приближаются к головке блока. И при деактивации проблемного цилиндра звук может сохраниться, но он станет похож на тот, который обычно случается при сломанном ремне для газораспределения.

Специалисты не рекомендуют медлить с ремонтом машины, у которой неисправен шатун. То есть правильное решение – доехать как можно скорее до гаража или автосервиса и там уже решать проблему. Хотя некоторые особо «живучие» движки от японских машин могли протянуть с такой поломкой месяц и более.

Почему же возникает шатунный стук? В первую очередь из-за неправильной эксплуатации. Хотя в некоторых случаях ремонта требуют моторы, у которых попросту ослабла гайка на шатуне. Если водитель внимательный и рано расслышал начинающийся стук детали, то можно будет даже избежать расточки коленного вала. Но на практике такое происходит редко, так как гайки в моторе развинчиваются крайне оперативно и в движке со сломанным шатуном ближайшие детали быстро размолотит.

Будет полезно:  Как выбрать шипованные зимние шины?

Кроме шатунов, стучать могут также клапаны, составная деталь бензинового насоса, шкивы на коленвале и т.д. В некоторых случаях виновником оказывается даже зубчатый ремень, который соскочил на пару зубьев.

Если мотор находился в ремонте и после установки новой прокладки головки образовался странный стук, то есть вероятность, что была установлена некачественная прокладка. И даже если материал качественный и размер подобран правильно, то может быть так, что при монтаже прокладку слишком расплющили, и место под поршень стало меньше. В итоге, когда головка оказывается наверху, то она задевает выпирающую прокладку. Причем затрагивает ее слегка, но с учетом того, что обороты в движке интенсивные, стук становится весьмаощутимым. Конечно, это не так страшно, как другие виды поломок, но все равно постоянный звук будет сильно раздражать. К тому же, если прокладка сильно выступает, то деталь попросту раздробит ее часть.

Гидрокомпенсаторы движка тоже могут стучать. Обычно тут замешана система смазки. В самом лучшем случае виновато будет низкокачественное масло. Если после его замены стук никуда не делся, то есть какое-то повреждение в самой системе. Определить, что звук издают именно гидрокомпенсаторы, несложно. Обычно он проходит после пары минут прогрева движка.

Нельзя обойти вниманием и детонационные стуки. По сути, в движке в это время происходят постоянные мини-взрывы сгорающего бензина. Многие водители считают, что детонационные стуки характерны только для бензиновых движков. Но на самом деле взрываться может и дизельное топливо, хотя это и происходит значительно реже по причине особенностей его химического состава.

Кстати, если уж говорить о дизельных моторах, то у них часто «любят» издавать звуки плунжерные пары. В принципе, особого вреда от этого нет и даже специалисты говорят, что с подобными небольшими щелчками пар можно ездить без проблем.

DODGE NEON CLUB

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » DODGE NEON CLUB » Основной » стучит шатун

стучит шатун

Сообщений 1 страница 14 из 14

Поделиться121.01.2013 14:33

  • Автор: Letty
  • Продвинутый неоновод
  • Откуда: Питер
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-05-23]
  • Сообщений: 508
  • Уважение: +31
  • ICQ: 695021917
  • Авто: Plymouth Neon
  • Год выпуска: 2000
  • Тип КПП: АКПП3
  • Последний визит:
    02.04.2015 23:44
  • Зарегистрирован: 22.11.2009
  • Провел на форуме:
    20 дней 12 часов

И снова здравствуйте!
Помогите советом! на втором неоне застучал (а может и давно стучит) шатун. прогнозы не очень жизнерадостные, как я поняла.на диагностике ещё не была, хочу прикинуть возможные затраты. что целесообразнее: реанимировать своё двигло или взять целиком с разборки и просто переставить?

Поделиться221.01.2013 14:51

  • Автор: Mega-ZZZ
  • Мега неоновод
  • Откуда: coast of the Black Sea Туапсе
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 32 [1987-05-11]
  • Сообщений: 2179
  • Уважение: +564
  • Авто: Neon, Stratus
  • Год выпуска: 2000, 2003
  • Тип КПП: TH-31 TE-41
  • Последний визит:
    24.11.2018 23:40
  • Зарегистрирован: 21.11.2010
  • Провел на форуме:
    1 месяц 8 дней

привет!
а с чего решино что это именно шатун а не например гидрокомпенсатор.

если шатун, стучит – он может стучать в 2х местах вкладыш или палец, если вкладыш то даже двигло толком не надо разбирать, а вот если палец то бошку и поддон скинуть придется, но все же мне кажется лучше сначала удостовериьться.

Поделиться321.01.2013 15:08

  • Автор: Letty
  • Продвинутый неоновод
  • Откуда: Питер
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-05-23]
  • Сообщений: 508
  • Уважение: +31
  • ICQ: 695021917
  • Авто: Plymouth Neon
  • Год выпуска: 2000
  • Тип КПП: АКПП3
  • Последний визит:
    02.04.2015 23:44
  • Зарегистрирован: 22.11.2009
  • Провел на форуме:
    20 дней 12 часов

Mega-ZZZ, загоняла в сервис, к знакомому. вот сам хозяин и сказал, что шатун. гидрики вроде не так стучат. чтоб диагностировать откуда этот стук мотор же надо будет разбирать?

Поделиться421.01.2013 16:51

  • Автор: HoLi
  • Неоновый гуру
  • Откуда: Москва САО
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1988-05-23]
  • Сообщений: 2341
  • Уважение: +100
  • ICQ: 442214109
  • Авто: Plymouth
  • Год выпуска: 2001
  • Тип КПП: 3-ех ступ. АКПП
  • Последний визит:
    09.12.2017 16:32
  • Зарегистрирован: 18.06.2012
  • Провел на форуме:
    1 месяц 19 дней

И снова здравствуйте!
Помогите советом! на втором неоне застучал (а может и давно стучит) шатун. прогнозы не очень жизнерадостные, как я поняла.на диагностике ещё не была, хочу прикинуть возможные затраты. что целесообразнее: реанимировать своё двигло или взять целиком с разборки и просто переставить?

Если это шатун, то дешевле ставить другое двигло. У меня была эта проблема, в итоге переставить двигатель оказалось в 1,5 раза дешевле. Но тут главное найти его в хорошем состоянии. Реанимировать надежнее, но дороже. А вообще сперва нужно точный диагноз поставить у хорошего моториста.

Отредактировано HoLi (21.01.2013 16:53)

Поделиться521.01.2013 16:57

  • Автор: Рашид
  • Начинающий неоновод
  • Откуда: Ульяновск
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 31 [1988-07-30]
  • Сообщений: 86
  • Уважение: 0
  • Авто: Dodge Neon II
  • Год выпуска: 2000
  • Тип КПП: 3 ст. АКПП
  • Последний визит:
    05.07.2014 22:33
  • Зарегистрирован: 17.05.2012
  • Провел на форуме:
    4 дня 21 час

Шатун давно стучать не может, если шатун стучит, то где то через max 100 км двига заклинит, на многих неона компенсаторы гримко стучат

Поделиться621.01.2013 17:09

  • Автор: Fox-In-Box
  • Член клуба
  • Откуда: Москва
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 7758
  • Уважение: +261
  • ICQ: 294447508
  • Авто: SRT-4, Neon LX
  • Год выпуска: 2005, 1995
  • Тип КПП: МКПП, АКПП
  • Зарегистрирован: 12.09.2008
  • Провел на форуме:
    4 месяца 9 дней
  • Активен

Рашид, Глупости. Я со стучащим шатуном ездил месяц. Езжу много, тысячи 2 точно накатал. Итог правда всё равно будет один: раздолбит весь цилиндр, колено и всё.

Поделиться721.01.2013 17:11

  • Автор: HoLi
  • Неоновый гуру
  • Откуда: Москва САО
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1988-05-23]
  • Сообщений: 2341
  • Уважение: +100
  • ICQ: 442214109
  • Авто: Plymouth
  • Год выпуска: 2001
  • Тип КПП: 3-ех ступ. АКПП
  • Последний визит:
    09.12.2017 16:32
  • Зарегистрирован: 18.06.2012
  • Провел на форуме:
    1 месяц 19 дней

Стук Вот эта была моя тема , почитай может что-нибудь полезное там тоже найдешь

Поделиться821.01.2013 17:12

  • Автор: HoLi
  • Неоновый гуру
  • Откуда: Москва САО
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1988-05-23]
  • Сообщений: 2341
  • Уважение: +100
  • ICQ: 442214109
  • Авто: Plymouth
  • Год выпуска: 2001
  • Тип КПП: 3-ех ступ. АКПП
  • Последний визит:
    09.12.2017 16:32
  • Зарегистрирован: 18.06.2012
  • Провел на форуме:
    1 месяц 19 дней

Fox-in-box месяц катался с таким диагнозом, я 3 недели. Причем мой так до конца и не сдох, не успел

Поделиться921.01.2013 17:14

  • Автор: HoLi
  • Неоновый гуру
  • Откуда: Москва САО
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1988-05-23]
  • Сообщений: 2341
  • Уважение: +100
  • ICQ: 442214109
  • Авто: Plymouth
  • Год выпуска: 2001
  • Тип КПП: 3-ех ступ. АКПП
  • Последний визит:
    09.12.2017 16:32
  • Зарегистрирован: 18.06.2012
  • Провел на форуме:
    1 месяц 19 дней

Letty, у тебя течи в машине были? Или есть?

Поделиться1021.01.2013 18:38

  • Автор: Letty
  • Продвинутый неоновод
  • Откуда: Питер
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-05-23]
  • Сообщений: 508
  • Уважение: +31
  • ICQ: 695021917
  • Авто: Plymouth Neon
  • Год выпуска: 2000
  • Тип КПП: АКПП3
  • Последний визит:
    02.04.2015 23:44
  • Зарегистрирован: 22.11.2009
  • Провел на форуме:
    20 дней 12 часов

HoLi,месяца 3 назад меняли сальник к/вала, с него лило, сейчас сухо, но масло поджирает. сколько вышло по деньгам перекинуть мотор?

Поделиться1121.01.2013 18:49

  • Автор: Fox-In-Box
  • Член клуба
  • Откуда: Москва
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 7758
  • Уважение: +261
  • ICQ: 294447508
  • Авто: SRT-4, Neon LX
  • Год выпуска: 2005, 1995
  • Тип КПП: МКПП, АКПП
  • Зарегистрирован: 12.09.2008
  • Провел на форуме:
    4 месяца 9 дней
  • Активен
Будет полезно:  Какой способ замены масла в двигателе лучше?

Зависит от жадности того кто будет перекидывать. В Москве средняя цена 15 тысяч. По знакомству и за 5 можно. По незнакомству и за 30. =) Именно из-за льющих постоянно сальников и, как следствие, голодания масляного и начинает стучать шатун. То же было и у меня когда выдавило сальник, то же было и у HoLi. Во время не заметить течь сальника и не устранить её – почти гарантия двигателя на помойку.

Поделиться1221.01.2013 19:04

  • Автор: HoLi
  • Неоновый гуру
  • Откуда: Москва САО
  • Пол: Женский
  • Возраст: 31 [1988-05-23]
  • Сообщений: 2341
  • Уважение: +100
  • ICQ: 442214109
  • Авто: Plymouth
  • Год выпуска: 2001
  • Тип КПП: 3-ех ступ. АКПП
  • Последний визит:
    09.12.2017 16:32
  • Зарегистрирован: 18.06.2012
  • Провел на форуме:
    1 месяц 19 дней

Letty, ответила в лс

Поделиться1321.01.2013 19:13

  • Автор: Letty
  • Продвинутый неоновод
  • Откуда: Питер
  • Пол: Женский
  • Возраст: 33 [1986-05-23]
  • Сообщений: 508
  • Уважение: +31
  • ICQ: 695021917
  • Авто: Plymouth Neon
  • Год выпуска: 2000
  • Тип КПП: АКПП3
  • Последний визит:
    02.04.2015 23:44
  • Зарегистрирован: 22.11.2009
  • Провел на форуме:
    20 дней 12 часов

Игорь, совсем не радостно стало:(

Поделиться1421.01.2013 19:49

  • Автор: GrayIron
  • Неоновод
  • Откуда: Москва
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 234
  • Уважение: +16
  • Авто: двухлитровый
  • Год выпуска: двухтысячн
  • Тип КПП: двухпедальный
  • Последний визит:
    13.01.2018 11:30
  • Зарегистрирован: 05.05.2010
  • Провел на форуме:
    9 дней 12 часов

Шатун давно стучать не может, если шатун стучит, то где то через max 100 км двига заклинит, на многих неона компенсаторы гримко стучат

Неправда! Отъездил 14000+ миль. Просто менял дава раза вкладыши (пол часа времени + 1000 р. Не очень конечно вариант, но если его впринципе нет – выход). Поменять мотор на б/у значительно дешевле нежели нормально перебрать.

Убираем стук поршня и шатуна

Симптомы стука ДВС

  • При работе двигателя вы обнаружили похожий на частые удары звук, который вы не слышали раньше.
  • Стук меняется в зависимости от того на холостых оборотах работает двигатель или под нагрузкой.
  • Звук меняется в зависимости от температуры двигателя – стук «на холодную» отличается от стука в прогретом двигателе.

Что делать? Можно ли разобраться в проблеме самостоятельно? Как определить стук поршня ли это, или «шумят» другие узлы?

Диагноз

Стук поршней в двигателе может происходить по разным причинам. Попробуйте определить характер стука по перечисленным ниже признакам и посмотрите, что можно сделать:

  • Случай первый – стук при перекладке поршня. В этом случае звук доносится из области верхней части блока двигателя.Стук глухой, лучше всего слышен на холостых оборотах при горячем двигателе. Решение.
  • Случай второй – стук поршневого пальца по шатуну. Резкий короткий стук из области блока двигателя. Решение.
  • Случай третий – шатунный стук. Звук ударов низкий, доносится из нижней части блока двигателя. Лучше всего слышен, когда автомобиль на подъемнике или на эстакаде. Решение.

Что надо исправить?

«Перекладка поршня» – это момент, когда поршень перестает двигаться вверх и начинает двигаться вниз. В этот момент его скорость в продольном направлении цилиндра становиться нулевой, а боковая нагрузка значительной. В нормальном случае перекладка происходит мягко, поршень упирается в масляную пленку, его не перекашивает. Стучать поршень начинает в следующих ситуациях:

  • Значительная выработка цилиндра в верхней части. Появляется зазор, который не уплотняется масляной пленкой, и при перемене направления поршень в этом зазоре смещается в боковом направлении и перекашивается, ударяясь о стенку цилиндра.
  • Произошла выработка в поршне гнезд крепления поршневого пальца. При этом поршень начинает смещаться относительно пальца и задевает стенки цилиндра.
  • Искривление штока поршня. В этом случае поршень движется не строго по оси цилиндра, теряется симметричность механизма. Дополнительным признаком искривления штока является повышенная вибрация при работе двигателя, его ощутимо трясет.

С помощью чего это исправить?

В последнем из описанных случаев поможет только ремонт с заменой поршневой группы.

В случае если проблемой является стук поршня в цилиндре или выработка посадочных гнезд поршневого пальца – поможет применение триботехнического состава серии «Актив», который добавляется в моторное масло. Состав вычищает поверхности трения, а затем под его воздействием на них образуется защитный металлический слой.

  • Слой восстанавливает геометрию цилиндра, оптимизирует зазоры и предотвращает качание и перекосы поршня.
  • Слой восстанавливает форму посадочных гнезд, предотвращая люфт поршневого пальца.

У Вас машина с бензиновым двигателем?

У Вас машина с дизельным двигателем?

Важно! Трибосостав окажет воздействие и восстановит изношенные поверхности. Однако он не способен восстановить детали при механических повреждениях.

Состав безопасен для вашего автомобиля. Он химически нейтрален и не меняет свойств моторного масла.
Состав работает в двигателях любых конструкций, поскольку активируется в зонах трения металлических деталей.
Активные частицы состава в десятки раз мельче ячеек масляных фильтров и не способны его забить.
Состав восстанавливает изношенные поверхности, что позволяет деталям работать в рамках заводских допусков даже после замены масла и удаления состава из двигателя.

Бонус! Триботехнический состав оптимизирует зазоры трения. Это выравнивает и поднимает компрессию, снижает потери энергии, и в конечном счете приводит к снижению расхода топлива. Автомобиль вернет вам стоимость состава через 15-18 000 километров пробега.

Что надо исправить?

В случае выработки, износа втулки шатуна, она получает возможность смещаться относительно поршневого пальца, когда шатун идет вверх, в самой высокой точке поршня, между втулкой и пальцем образуется зазор. При начале движения шатуна вниз этот зазор сокращается, и втулка бьет по поршневому пальцу.

С помощью чего это можно исправить?

На ранних этапах решить эту проблему можно с помощью триботехнического состава серии «Актив», который добавляется в моторное масло. Состав вычищает поверхности трения, а затем под его воздействием на них образуется защитный металлический слой. Этот слой способен компенсировать возросшие зазоры, смягчить контакты втулки и пальца и существенно замедлить последующий износ.

У вас машина с бензиновым двигателем?

У вас машина с дизельным двигателем?

При значительной выработке, а значит при более громком и выраженном звуке ударов, необходимо произвести ремонт поршневой.

Что надо исправить?

Шатунный стук возникает по двум причинам:

  • Износ вкладышей коленчатого вала. В этом случае появляется зазор и поршень начинает двигаться не синхронно с коленвалом, ударяясь об него при перемене направления движения.
  • Недостаточное давление масла в системе. Это может произойти из-за загрязнения масляных каналов, фильтра или износа масляного насоса. В этом случае масло не образует сплошной пленки между вкладышем и коленвалом и позволяет им двигаться относительно друг друга.

С помощью чего это можно исправить?

В случае, если износ вкладышей не является критическим, на них нет повреждений поверхности, поможет триботехнический состав «Актив Плюс». Состав производит очистку всех агрегатов, которые смазываются моторным маслом, в частности он очищает шейки коленвала и детали масляного насоса. Затем под действием состава на поверхностях трения образуется защитный металлический слой, который восстанавливает форму деталей и способен прочнее удерживать более плотную пленку масла.

Разборка ABW.BY. Почему шатун разнес мотор в пух и прах

“При разгоне безо всяких предварительных стуков при переключении на 5-ю передачу (скорость 85-90 км/ч) услышал бах – и через долю секунды мотор заклинил” – этими словами начиналось первое же сообщение в обсуждении на форуме ABW.BY статьи “Молодо – зелено, или Почему оборвался шатун”, в которой рассматривался реальный случай обрыва шатуна, а также рассказывалось, какими были последствия произошедшего и что к ним привело.

Затем читатель пояснил, что, когда двигатель заклинивал, его спасло то, что нога была на педали сцепления. В момент резкого торможения автомобиля Ford Mondeo 1.8 TD заклинившим мотором водитель выжал педаль сцепления, а также выключил передачу, хотя и сам не понял, как успел это сделать.

Будет полезно:  Как работает система охлаждения двигателя?

Далее в сообщении было сказано: “А всего-то лопнул болт на шатуне 1-го цилиндра, с другой стороны его оборвало по двутавру…

Шатун вывесился вниз и попал под движущийся коленвал, который этим уже V-образным шатуном проломал блок, оторвав кусок блока с 1-м и 2-м цилиндрами, кронштейном ТНВД и самим ТНВД…

Порвало ремень ТНВД… Мотор оторвался от кронштейнов и почти прокрутился под капотом. Половина оставшегося блока пошла мелкой сеткой трещин и развалилась при разборке останков на кусочки. “Голова” почти целая, пригнуло слегка пару клапанов. Зрелище не для слабонервных, фото есть покруче, чем в статье. Если редакции интересно, можете взять фото и сделать статью-хоррор”.

Нам, разумеется, стало интересно, а поскольку вы видите фотографии, объяснять, что мы получили их от читателя, разместившего процитированное выше сообщение, не требуется. Однако на хоррорах мы не специализируемся – это не наш профиль. По-человечески посочувствовать по поводу произошедшего – другое дело, а уж попробовать разобраться, почему приключилась такая катавасия, и предупредить других автовладельцев, что не нужно делать, чтобы и они когда-нибудь не столкнулись с чем-то подобным, и вовсе наша, можно сказать, прямая обязанность.

Итак, шатун. Вместе с поршнями и коленчатым валом шатуны составляют кривошипно-шатунный механизм, благодаря которому энергия, выделившаяся при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу. Шатуну отводится роль звена, шарнирно связывающего поршень и коленчатый вал друг с другом.

Конструкция шатуна так же незамысловата, как и его функциональное назначение. Отверстие в верхней головке шатуна является посадочным для поршневого пальца, служащего осью для соединения шатуна с поршнем. В одних шатунах поршневой палец свободно вращается в верхней головке, в других он зафиксирован. В первом случае палец называют плавающим. В конструкциях с плавающим пальцем для уменьшения трения и износа в сочленении “палец – шатун” в верхней головке шатуна предусматривается подшипник скольжения. Для этого в головку запрессовывают тонкостенную втулку. В случае зафиксированного пальца необходимости во втулке нет.

Нижней головкой, иногда именуемой кривошипной, шатун соединяется с шейкой коленвала. Нижняя головка разъемная. Крышка крепится к верхней части шатуна двумя болтами. Снова имеются варианты – крепление осуществляется при помощи болтов с гайками, либо гайки отсутствуют, а болты по резьбе вкручиваются в верхнюю часть шатуна.

Поверхности нижней головки являются постелями для шатунных вкладышей, образующих подшипник скольжения. Осталось упомянуть, что та часть шатуна, которая находится между головками и имеет двутавровое сечение, называется стержнем.

Покончив на этом знакомство с устройством шатуна, перейдем к выяснению причин его поломок.

Шатун никогда просто так разорваться не может – это не та деталь, чтобы поломаться ни с того ни с сего. Да, его проектируют, стараясь максимально облегчить, дабы уменьшить силы инерции, возникающие при движении шатуна. Однако на первом плане все-таки прочность, ибо что может натворить шатун в случае обрыва, после просмотра полученных нами фотографий объяснять не нужно.

Почему же тогда изредка шатун все же ломается? Без причины, как известно, и рак на горе не свистит. Причиной обрыва шатуна в статье “Молодо – зелено, или Почему оборвался шатун” было разгильдяйское поведение владельца автомобиля, не удосужившегося в течение двух месяцев после покупки хотя бы раз-другой проверить, есть ли в двигателе масло. Из-за недостаточной смазки шатунные вкладыши прихватило к шейке коленвала, они провернулись, появился стук, а беспечное продолжение эксплуатации мотора в таком состоянии закончилось обрывом шатуна по стержню.

В условиях масляного голодания может оказаться и подшипник скольжения в верхней головке шатуна в конструкциях с плавающим пальцем, а также сопряжение поршневого пальца с бобышками поршня. В этом случае втулка способна провернуться, а палец – заклинить как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня. Не всегда подобная оказия заканчивалась “рукой дружбы”, показанной шатуном, но бывало и такое.

Еще одна угроза для двигателя со стороны шатуна появляется при заклинивании поршня в цилиндре, например, из-за перегрева. Не будем сбрасывать со счета также возможность заводского брака при изготовлении шатуна. Пусть вероятность брака статистически весьма невелика, но она существует. Однако к произошедшему в двигателе Mondeo указанные причины поломок шатуна отношения не имеют.

Тогда что же? В сообщении владельца Mondeo было сказано, что “всего-то лопнул болт на шатуне”. Это подсказало, в какую сторону надо копать. Во время телефонного разговора выяснилась новая подробность – незадолго до случившегося двигатель ремонтировали, шатуны при этом разбирали.

У повторной сборки шатунов после ремонта несколько подводных камней. Первый – важно не перепутать крышки шатунов. Несмотря на внешнюю схожесть, они невзаимозаменяемые, каждая крышка подходит только к тому шатуну, с которым идет в сборе. А если крышки не перепутаны, не менее важно при установке случайно не повернуть их на 180 градусов. К чему приводит путаница, мы рассказывали в статье “Урок не пошел впрок, или Почему может заклинить двигатель”. Правда, там при ремонте перепутали крышки коренных подшипников коленвала, но рассказанное справедливо и для шатунных подшипников.

Второй подводный камень – момент затяжки болтов. Его величина строго регламентирована. Если момент затяжки окажется меньше нормы, возможно самопроизвольное отворачивание гаек либо болтов, если гайки не предусмотрены. Ослабление крепежа ведет к обрыву шатунного болта или разрушению нижней головки шатуна с противоположной стороны от болта, потерявшего затяжку. В этом случае на крышке шатуна под гайкой или головкой болта, потерявшего затяжку, можно увидеть наклепанную поверхность, а поломке нередко предшествует стук. По словам владельца Mondeo, предварительных стуков не было, значит, опять не то.

Похоже, болты были затянуты на совесть. Увы, излишнее усердие при их затяжке тоже чревато. При превышении момента затяжки сверх нормы болты способны вытягиваться, а это и есть предпосылка для последующего их обрыва – на этот раз без каких-либо предварительных стуков. И не всегда вытягивание болтов так же хорошо видно, как на приведенном фото. Неспроста во многих инструкциях по ремонту число повторных применений старых болтов ограничивается, а перед затяжкой рекомендуется проверить длину болтов. Если она превосходит максимально допустимое значение, которое указано в инструкции, болты необходимо заменить новыми.

И вновь уточняющая подробность от владельца Mondeo: при ремонте болты оставили старые. По всей видимости, это и было причиной того, что один из них впоследствии лопнул, ведь, как гласит народная мудрость, рвется там, где тонко.

Наш вердикт

Редко, но метко – именно так можно в двух словах охарактеризовать частоту, с которой случаются поломки шатунов, и тяжесть их последствий для двигателя. Но все в наших руках – и без того небольшое количество поломок можно сократить, так как многие из них вызваны “рукотворными” причинами.

Источники:

http://autoremka.ru/dvigatel/pochemu-stuchit-shatun-v-dvigatele.html

http://neon-club.ru/viewtopic.php?id=8806

http://suprotec.ru/podbor-sostava-po-neispravnosti/stuk-dvs-problema/

http://www.abw.by/novosti/experience/192076

http://okeydrive.ru/xripit-dinamik-v-mashine/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector