Какая крыльчатка вентилятора лучше?

5 ошибок при выборе напольного вентилятора для дома и квартиры.

Когда приходит пора жары, не у всех хватает средств и возможности установить в квартире или в доме кондиционер.

Более того, даже если вы его смонтировали, то как правило, хорошо охлаждает он только одну комнату. А что делать с остальными? Покупать еще и ставить два, три штуки?

Хотя стоит напомнить для тех кто не в курсе — вентиляторы вообще-то воздух нисколечки не охлаждают, а просто гоняют его по комнате туда-сюда.

Так за счет чего же ощущается холод? Все устроено довольно просто. Ваше тело реагирует на тепло обильным потовыделением. На поверхности кожи появляются капли влаги.

При их испарении забирается лишнее тепло. А постороннее дуновение, как раз таки и помогает ускорить этот процесс.

В особенности, если воздух сухой и не увлажнен никакими специальными аппаратами.

Кстати не удивляйтесь, но иногда бывает так, что вентилятор нисколько не охлаждает, а выполняет даже обратную функцию.

Например, если поместить на палочке два мороженого, одно из которых будет таять естественным образом, а на другое направить вентилятор, то как ни странно, второе растает быстрее.


Объясняется это тем, что вокруг сладкого лакомства образуется слой холода, который неким образом тормозит его таяние. А когда вы направляете сюда вентилятор, то этот слой напрочь сдувается. И мороженка тает интенсивнее.

Какой из этого можно сделать практичный вывод? Так как вентиляторы не являются источниками холода, от них тяжелее простыть, чем от традиционных сплит систем.

Начнем с самого главного – пожаро и электробезопасности. Не забывайте, что любой вентилятор это электрический аппарат.

Одно неосторожное движение или случайное замыкание, и вместо того чтобы охладить квартиру, вы ее можете сжечь. И далеко не у каждого из вас стоят специальные искрозащитные устройства, которые легко предотвращают такие аварии еще на начальной стадии.

В случае замыкания проводки на корпус изнутри, он вполне может ударить вас током. Поэтому не стоит переносить ветродуй с места на место во включенном состоянии.

Еще обращайте внимание на материал корпуса. С одной стороны цельный металл — это большая пожаробезопасность, но в плане электробезопасности, пластик смотрится более выигрышно.

Правда желательно, чтобы он был негорючим. Проверяйте это в паспорте на изделие.

Также в документации обязательно ищите указание на то, что двигатель имеет защиту от перегрева. Это может быть миниатюрное термореле, которое разрывает цепь при достижении температуры обмоток свыше 145 градусов.


В этот момент крыльчатка останавливается и движок не запустится вновь, пока температура не спадет. Без такой защиты, это реально пожароопасный агрегат.

Если вы считаете, что купив самую дорогую модель вы получите лучшее охлаждение, то вы глубоко заблуждаетесь. Для этого вовсе не обязательно выбирать вентилятор с самым высоким ценником.

Зачастую, даже недорогие модели очень хорошо справляются со своими задачами. Давайте наглядно сравним эффективность трех ветродуев в разной ценовой категории:

    дешевый мощностью 45Вт по цене до 1000 руб
    средний мощностью 45Вт с таймером, пультом ДУ – до 2500 руб
    дорогой мощностью 50Вт с ж/к дисплеем и бесшумным режимом

Дешевые модели обычно самые хлипкие и неустойчивые. Уровень шума у них на максимальной скорости доходит до 70дб.

Скорость обдува здесь – 4,9м/с

Средний вариант умеет все то же самое, но единственное что в нем добавляется – это таймер и дистанционное управление.


Правда конструкция у него более устойчивая, да и материал изготовления покачественнее. Это сказывается на весе устройства.

При этом уровень шума здесь все те же 70дб.

Что касается навороченных моделей по завышенным ценам, то с одной стороны они вроде бы и тяжелее, а соответственно и устойчивее. И бесшумный режим реально самый тихий (менее 50дб).

Однако на максимальной скорости, которой чаще всего и пользуются на жаре, результаты все те же самые, что и у дешевых конкурентов. Шум доходит до 70дб.

Мощность обдува у них больше всего на несколько десятых единиц – 5,6м/с.

Все удобство заключается лишь в дополнительных органах управления и обслуживании.

Стоит ли за это переплачивать решать вам.

Устойчивость вентилятора является важнейшим фактором. Если в семье есть дети, домашние животные, они так или иначе могут задеть стойку ветродуя.

И при его падении может возникнуть множество проблем. Все зависит от того, куда именно он будет падать.

Кстати, даже новый вентилятор частенько выходит из строя после первого же опрокидывания. Что у него при этом ломается и как это починить своими руками, читайте в отдельной статье.

Существует огромное разнообразие конструкций оснований на которых закреплена подставка. Но наиболее распространены всего три.

Чаще всего встречается крестообразная основа.

Менее распространена круглая подставка.

Еще попадаются вентиляторы по типу моноблоков. У них вообще нет никаких ножек.

Какие из этих оснований устойчивее всего? Крестообразная основа, несмотря на свою внешнюю надежность, проигрывает всем остальным.

Достаточно одного хорошего толчка и такой вентилятор спокойно упадет на бок. А вот круглая ножка является наиболее стабильным вариантом.

Поэтому если у вас есть выбор, то отдавайте предпочтение именно круглой форме.

Многие до сих пор путают мощность вентилятора и его производительность. Хотя эти величины мало связаны друг с другом.

Большинство домашних моделей идут мощностью от 40 до 60Вт. Этот параметр указывает на то, сколько потребляет электроэнергии в час ваш агрегат. И это лишь косвенно влияет на производительность.

Чем больше мотор, тем длиннее и шире у него лопасти. Их максимальный диаметр у домашних напольных видов достигает 40см.

Непосредственно под производительностью вентилятора понимают объем перемещаемого воздуха за единицу времени. Как определить какая производительность нужна вам?

Для этого высчитываете объем обдуваемого помещения, то есть умножаете его площадь на высоту потолков.

После этого подставляете в формулу коэффициент обмена. Его значения следующие:

Какая крыльчатка вентилятора лучше

Здравствуйте, салам алейкум, шалом!
На DRIVE2 буквально повальное увлечение по замене стокового 4-х лопастного вентилятора системы охлаждения на 8-лопастный. При этом многие восторгаются, как после этого тихо стало в кабине и как быстро он вгоняет перегревшийся тосол в норму. Между тем, на просторах Интернета я обнаружил результаты голосования, которые нарушают однозначную необходимость замены: 47 % сказали, что после замены вентилятора они никакой разницы не заметили, 8 % заявили, что стало только хуже, 6 % затруднились с ответом. И лишь для 39 % вентилятор определенно стал работать лучше. Увидев такой раздрай, я решил подручными средствами хотя бы в относительных единицах оценить эффективность такой замены.
Для начала пошел на рынок и за 100 рублей купил восьмилопастный вентилятор. У продавца на витрине они висели самые разнокалиберные вряд, я просто выбрал по внешним признакам нужный. Поэтому, от какой он машины я не знаю, да это и не важно, потому что продавцы уже знают, почему у них в последнее время резко вырос спрос на восьмилопастники и всегда вам подскажут, что брать. Вот он, 8-лопастный, установленный на вал электродвигателя для предварительных исследований (рис. 1).

Будет полезно:  Как повесить шторки в машину?

Однако, посмотрим, что гласит теория проектирования бесшумных вентиляторов? У новой вертушки лопасти почти в 2 раза уже, чем у старой, следовательно, и шуметь он должен меньше (см. рис. 1 и рис. 2 ).

Лопасти тонкие, спрофилированные и закрученные, что должно обеспечивать высокий КПД и бесшумность (рис. 3).

Здравствуйте, салам алейкум, шалом!
На DRIVE2 буквально повальное увлечение по замене стокового 4-х лопастного вентилятора системы охлаждения на 8-лопастный. При этом многие восторгаются, как после этого тихо стало в кабине и как быстро он вгоняет перегревшийся тосол в норму. Между тем, на просторах Интернета я обнаружил результаты голосования, которые нарушают однозначную необходимость замены: 47 % сказали, что после замены вентилятора они никакой разницы не заметили, 8 % заявили, что стало только хуже, 6 % затруднились с ответом. И лишь для 39 % вентилятор определенно стал работать лучше. Увидев такой раздрай, я решил подручными средствами хотя бы в относительных единицах оценить эффективность такой замены.
Для начала пошел на рынок и за 100 рублей купил восьмилопастный вентилятор. У продавца на витрине они висели самые разнокалиберные вряд, я просто выбрал по внешним признакам нужный. Поэтому, от какой он машины я не знаю, да это и не важно, потому что продавцы уже знают, почему у них в последнее время резко вырос спрос на восьмилопастники и всегда вам подскажут, что брать. Вот он, 8-лопастный, установленный на вал электродвигателя для предварительных исследований (рис. 1).

Однако, посмотрим, что гласит теория проектирования бесшумных вентиляторов? У новой вертушки лопасти почти в 2 раза уже, чем у старой, следовательно, и шуметь он должен меньше (см. рис. 1 и рис. 2 ).

Лопасти тонкие, спрофилированные и закрученные, что должно обеспечивать высокий КПД и бесшумность (рис. 3).

В преддверии сезонного увеличения спроса на вентиляторы охлаждения мы публикуем сравнительный анализ данной продукции различных производителей.

В майских испытаниях приняли участие электровентиляторы трех производителей (согласно «Закона о рекламе» конкретные торговые марки не называются):

  1. «Штатный»
  2. «Новые» (данная продукция выпускается под 4 торговыми марками!)
  3. LUZAR

Исследовались следующие параметры:

  • диаметра крыльчатки
  • скорость вращения
  • энергопотребление
  • щеточный узел
  • система искрогашения
  • обмотки ротора
  • мощность электродвигателя

Объекты испытаний, общий вид (фото 1, 2 и 3).

Все вентиляторы имеют индивидуальную упаковку.

Фото 1. «Штатный» вентилятор. Гарантийный срок – неизвестно
Крыльчатка 8-ми лопастная


Фото 2. «Новые» вентиляторы (полностью идентичны друг другу). Гарантийный срок – 1 год или 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, имеет обод.


Фото 3.
Вентилятор «LUZAR». Гарантийный срок – 2 года.
Крыльчатка 8-ми лопастная, спрофилированная.

Параметр 1. Диаметр крыльчатки.

«Штатный» — 280мм
«Новый» — 272мм
«LUZAR» — 262мм

Вывод: диаметр крыла влияет на объем подаваемого воздуха – прямая корреляция, то есть чем больше диаметр, тем больше будет подача. Спрофилированный профиль крыльчатки вентилятора «LUZAR» компенсирует ее меньший диаметр.

Параметр 2. Энергопотребление и частота вращения.

Замер производился в 2-х режимах – в момент запуска и при работе.

В момент запуска, А

Энергопотребление при работе, А

Частота вращения, об/мин

Вывод: лидер по скорости вращения – вентилятор «LUZAR» — его частота превышает ближайшего соперника на 8,5%, аутсайдера – на 16%. При этом при работе вентиляторы «LUZAR» показывают не самое большое энергопотребление.

Параметр 3. Подшипниковый узел

«Штатный» — с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«Новые» — с одной стороны вала втулка, с другой – шариковый подшипник (фото 4)
«LUZAR» — с обоих сторон вала используется шариковый подшипник (фото 5)

Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» будет на 30-50% превышать ресурс конкурентов

Фото 4. Вентиляторы «Штатный» и «Новые» (имеют идентичную конструкцию)


Фото 5. Вентилятор «LUZAR» (отлично видны два подшипника на валу)


Параметр 4. Щеточный узел

«Штатный» — сечение щеток 6,5х6,5мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Не очень хорошая пайка (фото 6)

«Новые» — сечение щеток 6,5х6,0мм, длина щеток 11мм. Крепление щеток при помощи проводов. Пайка более технологична, чем у «штатного» (фото 7)

«LUZAR» — сечение щеток 7,0х8,0мм, длина щеток 20мм. Для соединения щеточных узлов и искрогасящих дросселей используются латунные пластины, к которым специальными токопроводящими сварными клещами привариваются подводящие провода и провода щеток (это приводит к уменьшению переходных сопротивлений и меньшему нагреву) (фото 8)

Фото 6. Щеточный узел вентилятора «Штатный»


Фото 7. Щеточный узел вентиляторов «Новые»


Фото 8. Щеточный узел вентилятора «LUZAR»

Вывод: ресурс вентилятора «LUZAR» на 100-150% превысит ресурс конкурентов. Такой ошеломительный вывод следует из:
а) значительно большего объема щеток – на 140-160%!
б) более совершенного метода крепления щеток – посредством латунных пластин, а не проводов

Параметр 5. Система искрогашения

«Штатный» — искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 6)
«Новые» — искрогасящие дроссели отсутствуют (фото 7)
«LUZAR» — используются искрогасящие дроссели (фото 8)

Вывод: вентиляторы «Штатный» и «Новые» будут иметь существенно большее сопротивление, что неизбежно снизит срок службы электродвигателя

Параметр 6. Обмотки ротора (Фото 9 и 10)

«Штатный» — на фото 9 и 10 по центру
«Новые» — на фото 9 и 10 справа
«LUZAR» — на фото 9 и 10 слева

Фото 9. Вид ротора с задней стороны


Фото 10. Вид ротора со стороны крыльчатки


Вывод: Видно, что на роторе вентилятора «LUZAR» (на фото слева) используется наибольшее количество меди (двойная обмотка ротора), что приводит к усилению магнитного потока и мощности электродвигателя при тех же габаритах.

Таким образом, можно сделать следующие общие выводы:

  1. Вентиляторы «Штатный» и «Новые» имеют устаревшую конструкцию, неизменную с 70-х годов;
  2. Вентиляторы «Новые» являются несколько улучшенной копией вентилятора «Штатный», однако с рядом упрощений и удешевлений конструкции и материалов;
  3. Учитывая большую скорость вращения и спрофилированную крыльчатку вентилятор «LUZAR» обеспечит большую подачу воздуха даже несмотря на меньший диаметр рабочего колеса;
  4. Учитывая ряд непревзойденных преимуществ:
    — два шариковых подшипника
    — большее сечение щеток на 140-160%
    — крепление щеток при помощи латунных пластин, а не проводов
    — применение искрогасящих дросселей
    — большее количество магнитопровода
    вентиляторы «LUZAR» имеют ресурс, в 2-3 раза превышающий ресурс вентиляторов «Штатный» и «Новые»

Конечно же испытания, проведенные производителем вентиляторов «LUZAR», сложно назвать «объективными». Однако мы старались максимально подробно осветить конструктивные особенности всех трех типов вентиляторов – а выводы Вы можете делать самостоятельно.

При желании любой сможет повторить такое исследование – все важные параметры указаны.

К сожалению, в наше исследование мы не смогли включить следующие параметры:

  1. объем подачи воздуха (сделаны только косвенные выводы на основе профиля, диаметра и скорости вращения)
  2. наработка на ресурс

В ближайшее время мы дополним наше исследование этими показателями.

Какая крыльчатка вентилятора лучше?

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Zayec » Пт апр 22, 2011 20:50:11

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение SEB » Пт апр 22, 2011 20:54:16

ZayecИ мхо гораздо важнее правильная балансировка крыльчатки. Ведь даже Лузаровские вентиляторы печки балансируются! (Там грузики на лопастя

интересно,как простой автолюбитель может на это повлиять или проверить?

Будет полезно:  Можно ли перешиповать зимнюю резину?

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение SEB » Пт апр 22, 2011 21:00:42

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение JET » Пт апр 22, 2011 21:11:50

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Zayec » Сб апр 23, 2011 9:27:36

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Zayec » Сб апр 23, 2011 9:59:54

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение SEB » Сб апр 23, 2011 20:19:59

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Zayec » Сб апр 23, 2011 20:34:10

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Буйный » Вс апр 24, 2011 5:05:56

Zayec писал(а): Буйный писал(а):
А по теме- какие-то громкие у вас вентиллятры. Я свой практически не слышу, даже на месте

Это не по теме. Я так и знал, что начнётся оффтоп.

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Zayec » Вс апр 24, 2011 12:37:50

Re: крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Буйный » Вс апр 24, 2011 16:36:54

Re: Крыльчатка вентилятора:количество лопастей

Непрочитанное сообщение Жигуль » Сб дек 15, 2012 17:42:21

Вы, блин, не слышали, как вентиляторы на Калдинах старых работают Шо Хорнет на взлёт.

Редкость в наше время, но я видел на разборе принудиловку на 2105 с 6 лопастями ( ), вместо привычного жигулёвского кривого 4-лопатника. Хоть у меня и стоит електровент, всё же сниму принудиловку и поставлю себе А электровент поставлю с обратной стороны, как доп. охлаждение.

5 ошибок при выборе напольного вентилятора для дома и квартиры.

Когда приходит пора жары, не у всех хватает средств и возможности установить в квартире или в доме кондиционер.

Более того, даже если вы его смонтировали, то как правило, хорошо охлаждает он только одну комнату. А что делать с остальными? Покупать еще и ставить два, три штуки?

Хотя стоит напомнить для тех кто не в курсе — вентиляторы вообще-то воздух нисколечки не охлаждают, а просто гоняют его по комнате туда-сюда.

Так за счет чего же ощущается холод? Все устроено довольно просто. Ваше тело реагирует на тепло обильным потовыделением. На поверхности кожи появляются капли влаги.

При их испарении забирается лишнее тепло. А постороннее дуновение, как раз таки и помогает ускорить этот процесс.

В особенности, если воздух сухой и не увлажнен никакими специальными аппаратами.

Кстати не удивляйтесь, но иногда бывает так, что вентилятор нисколько не охлаждает, а выполняет даже обратную функцию.

Например, если поместить на палочке два мороженого, одно из которых будет таять естественным образом, а на другое направить вентилятор, то как ни странно, второе растает быстрее.


Объясняется это тем, что вокруг сладкого лакомства образуется слой холода, который неким образом тормозит его таяние. А когда вы направляете сюда вентилятор, то этот слой напрочь сдувается. И мороженка тает интенсивнее.

Какой из этого можно сделать практичный вывод? Так как вентиляторы не являются источниками холода, от них тяжелее простыть, чем от традиционных сплит систем.

Начнем с самого главного – пожаро и электробезопасности. Не забывайте, что любой вентилятор это электрический аппарат.

Одно неосторожное движение или случайное замыкание, и вместо того чтобы охладить квартиру, вы ее можете сжечь. И далеко не у каждого из вас стоят специальные искрозащитные устройства, которые легко предотвращают такие аварии еще на начальной стадии.

В случае замыкания проводки на корпус изнутри, он вполне может ударить вас током. Поэтому не стоит переносить ветродуй с места на место во включенном состоянии.

Еще обращайте внимание на материал корпуса. С одной стороны цельный металл — это большая пожаробезопасность, но в плане электробезопасности, пластик смотрится более выигрышно.

Правда желательно, чтобы он был негорючим. Проверяйте это в паспорте на изделие.

Также в документации обязательно ищите указание на то, что двигатель имеет защиту от перегрева. Это может быть миниатюрное термореле, которое разрывает цепь при достижении температуры обмоток свыше 145 градусов.


В этот момент крыльчатка останавливается и движок не запустится вновь, пока температура не спадет. Без такой защиты, это реально пожароопасный агрегат.

Если вы считаете, что купив самую дорогую модель вы получите лучшее охлаждение, то вы глубоко заблуждаетесь. Для этого вовсе не обязательно выбирать вентилятор с самым высоким ценником.

Зачастую, даже недорогие модели очень хорошо справляются со своими задачами. Давайте наглядно сравним эффективность трех ветродуев в разной ценовой категории:

    дешевый мощностью 45Вт по цене до 1000 руб
    средний мощностью 45Вт с таймером, пультом ДУ – до 2500 руб
    дорогой мощностью 50Вт с ж/к дисплеем и бесшумным режимом

Дешевые модели обычно самые хлипкие и неустойчивые. Уровень шума у них на максимальной скорости доходит до 70дб.

Скорость обдува здесь – 4,9м/с

Средний вариант умеет все то же самое, но единственное что в нем добавляется – это таймер и дистанционное управление.


Правда конструкция у него более устойчивая, да и материал изготовления покачественнее. Это сказывается на весе устройства.

При этом уровень шума здесь все те же 70дб.

Что касается навороченных моделей по завышенным ценам, то с одной стороны они вроде бы и тяжелее, а соответственно и устойчивее. И бесшумный режим реально самый тихий (менее 50дб).

Однако на максимальной скорости, которой чаще всего и пользуются на жаре, результаты все те же самые, что и у дешевых конкурентов. Шум доходит до 70дб.

Мощность обдува у них больше всего на несколько десятых единиц – 5,6м/с.

Все удобство заключается лишь в дополнительных органах управления и обслуживании.

Стоит ли за это переплачивать решать вам.

Устойчивость вентилятора является важнейшим фактором. Если в семье есть дети, домашние животные, они так или иначе могут задеть стойку ветродуя.

И при его падении может возникнуть множество проблем. Все зависит от того, куда именно он будет падать.

Кстати, даже новый вентилятор частенько выходит из строя после первого же опрокидывания. Что у него при этом ломается и как это починить своими руками, читайте в отдельной статье.

Существует огромное разнообразие конструкций оснований на которых закреплена подставка. Но наиболее распространены всего три.

Чаще всего встречается крестообразная основа.

Менее распространена круглая подставка.

Еще попадаются вентиляторы по типу моноблоков. У них вообще нет никаких ножек.

Какие из этих оснований устойчивее всего? Крестообразная основа, несмотря на свою внешнюю надежность, проигрывает всем остальным.

Достаточно одного хорошего толчка и такой вентилятор спокойно упадет на бок. А вот круглая ножка является наиболее стабильным вариантом.

Поэтому если у вас есть выбор, то отдавайте предпочтение именно круглой форме.

Многие до сих пор путают мощность вентилятора и его производительность. Хотя эти величины мало связаны друг с другом.

Большинство домашних моделей идут мощностью от 40 до 60Вт. Этот параметр указывает на то, сколько потребляет электроэнергии в час ваш агрегат. И это лишь косвенно влияет на производительность.

Чем больше мотор, тем длиннее и шире у него лопасти. Их максимальный диаметр у домашних напольных видов достигает 40см.

Будет полезно:  Разница между вариатором и автоматом что лучше?

Непосредственно под производительностью вентилятора понимают объем перемещаемого воздуха за единицу времени. Как определить какая производительность нужна вам?

Для этого высчитываете объем обдуваемого помещения, то есть умножаете его площадь на высоту потолков.

После этого подставляете в формулу коэффициент обмена. Его значения следующие:

Типы и виды вентиляторов

Вентилятор – вид машины, осуществляющей перекачку газовых сред без существенного повышения давления. Вот такое довольно мудреное объяснение сущности этого незаменимого в быту и на производстве устройства можно найти в технической литературе для специалистов. Теперь давайте попробуем, буквально на пальцах, разобраться в том, какие типы вентиляторов существуют и для чего они применяются.

Принципы, используемые для перекачки воздуха

Для людей, далеких от техники и с прохладцей относившихся в школе к урокам физики, вообще может быть непонятно то, как можно перекачать субстанцию, которая субъективно бесплотна и не имеет какой-либо упорядоченной структуры. На самом деле любой газ и воздух, как их механическая смесь, обладает вязкостью.

В ее наличии можно убедиться на несложном опыте: если один диск (можно из картона) подвесить на нитке, а другой расположить под ним и вращать чем-либо, то верхний, в конце концов, так же начнет вращаться. Если вам не хочется ставить опытов, вспомните, насколько упругой бывает среда, если выставить руку из окна автомобиля.

Поскольку воздух обладает и плотностью, и вязкостью, его можно переместить из одного места в другое. Для этого надо лишь создать локальную зону с перепадом давления. Это можно сделать двумя способами:

  1. Естественным. Для этого строится высокая вертикальная труба, которая становится каналом перекачки – внизу давление выше, вверху ниже. Без канала, который ограничивает пространство, тяги воздуха не возникнет. Это объясняется так называемым законом Бернулли – любой поток при уменьшении его сечения ускоряется, а давление внутри него падает. Такой принцип используется при создании естественных (пассивных) систем вентиляции, которые одновременно являются и вытяжными, и приточными.
  2. Искусственным. Например, нагревом, при котором воздух расширяется, увеличивается в объеме и теряет в удельном весе, а на его место начинает притекать холодный. Однако наибольшей эффективности в перекачке газовых сред можно достичь использованием особых приспособлений – крыльчаток, которые, во-первых, создают разрежение. А, во-вторых, разгоняют поток газов, используя их вязкость. Вот именно их и называют вентиляторами.

Типы и виды вентиляторов

Тип вентиляторов определяется тем, какая крыльчатка в них используется. Они бывают:

  • Аксиальные (осевые, прямоточные).
  • Радиальными.
  • Тангенциальными.
  • Безлопастными.

А по виду они могут быть канальными, крышными, напольными, кухонными вытяжными, нагнетательными, управляемыми и неуправляемыми.

Аксиальные вентиляторы

Осевые вентиляторы прогоняют воздух вдоль оси крыльчатки. На этом рабочем органе находится две, три, четыре или больше лопастей, наклоненных к оси, и в ряде случаев имеющих аэродинамический профиль – с нагнетаемой стороны они вогнутые, а в сторону нагнетания выгнутые. Каждая лопасть – это сегмент плоской спирали. Когда она вращается, условная точка на ее грани совершает поступательное движение. Это и является силой, побуждающей соприкасающуюся с ней среду двигаться в ту же сторону.

Если сечение лопасти аэродинамическое, то на ее выгнутой поверхности образуется разрежение, увеличивающее силу втягивания и эффективность вентилятора. Однако это же мешает изменять направление перекачивания. Поэтому реверсивные вентиляторы имеют крыльчатку с плоскими лопастями.

Крыльчатка может быть как открытой, тогда ее эффективность (КПД) не слишком велика, так и закрытой, заключенной в отрезок трубы. Чем он длиннее, тем сильнее разгон перекачиваемого потока и выше производительность машины. Вентиляторы с открытой крыльчаткой чаще всего применяются для создания комфортной атмосферы в помещении. Закрытая крыльчатка, или импеллер, обладают большой производительностью. В быту их используют в кухонных вытяжках, а также в компьютерных кулерах.

Радиальные вентиляторы

У них крыльчатка похожа на беличье колесо и заключена в кожух, похожий на раковину улитки в один оборот, открытую с одного бока. Воздушный поток двигается поперек оси вращения (по радиусу). В этом случае к разрежению и захватыванию потока поверхностным трением прибавляется центробежная сила. Поэтому радиальные вентиляторы дают очень мощный и плотный поток, который используется в промышленных установках. В зависимости от того, в какую сторону направлено заборное окно кожуха – на улицу или в помещение, они могут играть роль как вытяжки, так и нагнетателя.

Тангенциальные вентиляторы

Отличаются от радиальных тем, что перемещаемый поток воздуха поступает с внешней стороны «улитки». Поэтому в большей степени он приводится в движение благодаря своей вязкости. Эффективность такой установки невелика, но они находят применение в климатической технике, когда охлажденный в специальном устройстве воздух надо подать в помещение плавно, не создавая дискомфорта.

Безлопастные вентиляторы

В их конструкции используется принцип эжекции – вовлечения в движение большего объема среды меньшим. Безлопастной вентилятор снаружи – это кольцо, внутренняя поверхность которого имеет форму крыла самолета – она выгнута, причем радиус изгиба меньше с той стороны, откуда воздух закачивается, а к выходу изгиб переходит в плавное расширение.

Эжектором выступает небольшой вентилятор, расположенный в основании прибора. Он подает поток воздуха в отверстия, расположенные по всей длине окружности на входе кольца. Двигаясь по изогнутой поверхности, он создает разрежение, в которое втягивается воздух из помещения. Прокачиваемый через кольцо объем в 20 раз больше, чем тот, что его инициировал.

Достоинством прибора является то, что поток воздуха ламинарный – равномерный, похожий на дуновение природного ветра. В то время как газ, прошедший через крыльчатку, – это вихрь, имеющий точки максимума и минимума давления. По этой причине безлопастные вентиляторы чаще используют в быту, субъективно они более комфортны.

Канальные, крышные, форточные…

Виды вентиляторов различаются по месту их установки. В последнее время широкое распространение получили так называемые канальные – устанавливаемые внутри вентиляционных каналов, что в ряде случаев удобнее, поскольку позволяет сэкономить место. Например, когда система вентиляции проложена в потолочном перекрытии.

Канальный вентилятор – это классический аксиальный импеллер. Это модуль, состоящий из крыльчатки и электродвигателя, которые помещены в трубу с фланцевыми креплениями на концах. Провод электропитания выведен наружу. В зависимости от формы канала, в которые они встраиваются, такие устройства бывают круглыми, квадратными и прямоугольными.

Крышные вентиляторы устанавливаются на крышах. Они всегда вытяжные, поскольку вверху скапливается самый горячий и загрязненный аэрозолями воздух. Это промышленные установки и тип крыльчатки у них разный. При необходимости прокачки больших объемов устанавливают радиальные машины.

Управление вентиляторами

Управление вентилятором может быть как ручным, так и автоматическим. В последнем случае применяются датчики, оценивающие качественные параметры перекачиваемой газовой среды. Например, температуру или влажность.

Вентиляторы – это очень важные и необходимые устройства, которые часто выполняют свою работу, не привлекая к себе внимания. Например, сейчас они прогоняют воздух в вашем компьютере, охлаждая процессор, блок питания и видеокарту. Без них вы бы не смогли прочитать эту статью и путешествовать по просторам интернета.

Источники:

http://moreremonta.info/strojka/kakaja-krylchatka-ventiljatora-luchshe/

http://www.semerkainfo.ru/forum/viewtopic.php?t=7335

http://domikelectrica.ru/5-oshibok-pri-vybore-napolnogo-ventilyatora-dlya-doma-i-kvartiry/

http://electriktop.ru/bytovaya-tehnika/tipy-i-vidy-ventilyatorov.html

http://stroy-technics.ru/article/raspredelitelnye-shesterni

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector