Гелевый или AGM аккумулятор какой лучше?

AGM или GEL (гелевый) аккумулятор. Основные различия. Это не одно и тоже.

Не так давно я писал про AGM аккумулятор, многие в принципе даже и не догадывались про эту технологию, другие стали писать – «да ладно это же обычный гелевый АКБ». Однако это не совсем правда, да действительно сейчас существуют еще более продвинутые батареи, у которых внутри электролит совершенно другой, да и конструкция отличается от всем нам известных аккумуляторов, носят они аббревиатуру GEL (от слова «гель»). И знаете, разница между AGM и GEL действительно есть, и она существенна, не смотря на «схожесть конструкции» …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Оба типа АКБ новые, и как я уже писал в предыдущей статье, каждая старается обойти конкурента. Вот и гелевые аккумуляторы, получаются сейчас более совершенные, нежели AGM, хотя схожесть просматривается. Для начала я немного повторюсь про строение и той и другой батареи, затем мы с вами выведем — что же лучше.

AGM технология

Если вы еще не переходили по ссылке на верху (а зря), тогда читайте здесь. AGM – это батарея построенная на так называемых абсорбирующих стеклянных матах, многие считают что это просто стеклоткань – может быть и так, но производители держат ее секрет в тайне.

Все дело в том — что эта стеклоткань, держит внутри электролит, не дает ему испариться и растечься, однако пропитывает свинцовые пластины нужным электролитом. Кстати и пластины располагаются в таких батареях достаточно плотно, между ними идут маты из стеклоткани, это повышает емкость батареи. Из-за того что электролит заперт внутри, АКБ можно ставить как угодно на любой бок, есть небольшое ограничение – нельзя ставить вверх ногами.

Пластины сделаны из чистого свинца (высокой степени очистки), поэтому электрическое сопротивление внутри небольшое, что позволяет быстро заряжать аккумулятор, и быстро его разряжать — выдавая очень высокие токи.

Хочется отметить — что это необслуживаемые АКБ, при заряде они не выделяют испарения (ни кислорода, ни водорода) что делает их 100% безопасными – можно применять даже в салоне автомобиля, а также внутри дома, для альтернативных систем (солнечная, ветровая).

Срок службы по сравнению с обычными типами, увеличен примерно в два раза, от 5 до 10 лет. Стоит отметить стойкость к глубоким разрядам. Эти АКБ способны выдерживать – 190-210 циклов разряда «в ноль» (100%), до 340 в 50% и до 850 в 30%. Это достаточно высокие показатели, а если разряд будет на уровне 20% то эта батарея может вообще это не почувствовать, обычные аккумуляторы не желательно просаживать уже на 15% от емкости.

Особенно хорошо чувствует себя в зимние периоды, токи которые может одномоментно отдавать выше в 2 – 3 раза, чем у обычных АКБ (может достигать 900А), а поэтому запуститься практически любой исправный двигатель в мороз. Кстати как их правильно заряжать, читаем здесь.

GEL технология

Многие считают это одно и тоже с AGM, другие говорят, что внутри гелий – но и те и другие не правы.

GEL – от слова «гель», а не гелий (хотя такие батареи тоже есть). Здесь совершенно другой принцип устройства электролита.

Также есть два комплекта пластин – отрицательных и положительных, но вместо электролита между ними заливается специальный гель (как говорят производители это — силикагель), когда он застывает, превращается в твердое вещество, с огромным количеством пор внутри (это делается на уроне производства). Этот гель удерживает внутри электролит. Благодаря тому, что он заполняет все поры и пространство внутри, пластины получаются, как бы обернуты в него, что увеличивает их срок службы, потому как они практически не осыпаются. В таких АКБ нет короткого замыкания вследствие осыпания пластин, что уже намного увеличивает срок службы.

Пластины у GEL батарей также сделаны из чистого свинца, у которого нет высокого сопротивления, они также прекрасно набирают заряд и отдают большие токи в единицу времени.

У гелевых батарей еще больше увеличен срок службы, так средняя батарея может прослужить минимум 7 лет, а на пять лет дается гарантия, максимальный срок работы по заверению некоторых производителей может достигать 15 – 20 лет. «GEL» прекрасно справляются с глубокими разрядами (на 100%), они выдерживают от 340 до 400 таких циклов полного разряда или 550 – 600 циклов до 50%, и около 1300 глубина 30%.

Как видите это вполне конкурентная технология.

Пусковые токи

Здесь перевес полностью на стороне более совершенных гелевых АКБ, если сравнить их токи с AGM, то разница будет почти в 1,2 — 1,5 раза.

Если AGM может выдать примерно 500 – 700 Ампер.

То GEL выдает уже от 700 до 1000 Ампер

Справедливости ради стоит отметить, что обычные кислотные аккумуляторы работают зачастую на токах в 300 – 400 Ампер, так что даже 500 – 700 Ампер будет «за глаза» для холодной зимы.

Сравнение по ценам

Вот здесь «пальму первенства» держит «АГМ» технология, они стоят относительно недорого, начальная стоимость от 6500 рублей! Конечно обычный «кислотник», можно купить и за 3000 – 3500 рублей, но у него будут ниже пусковые токи, а также небольшой срок службы.

Батареи по технологии GEL, стоят сейчас неподъемных денег, а именно начальная цена от 15000 рублей, а максимальная которую я мог видеть в магазинах примерно 27000 рублей, правда это была емкость в 80 Ам/ч и пусковой ток около 1000 Ампер. Но и гарантия на такие АКБ будет минимум 5 лет (а я видел и 7-10 лет), работать он будет у вас долго.

Так что решать определенно вам, за хорошую батарею нужно и платить хорошо.

Как видите, эти аккумуляторы схожи отсутствием жидкого электролита, а также чистого свинца в строении пластин. Но основная технология все же различна – AGM «маты» из стекловолокна между пластинами в них электролит. В GEL – матов нет, залит гель, который затвердевает и держит электролит, также не дает пластинам соприкасаться.

НА этом заканчиваю статью, читайте наш АВТОБЛОГ.

(16 голосов, средний: 4,13 из 5)

Похожие новости

Может ли взорваться аккумулятор автомобиля. При зарядке. Вопрос .

Перезаряд аккумулятора. Очень подробно о причинах и последствиях

Что такое емкость аккумулятора. Автомобиля или телефона, как и в.

Сравнение GEL и AGM аккумуляторных батарей

Начнем сравнение GEL и AGM аккумуляторов с терминологии. И перед введением определения хочется сказать, что по причине близости названий часто и те, и другие аккумуляторы называют просто «гелевыми». Это привело к тому, что часто функции и достоинства одних АКБ относят на словах к другим.

Расшифровка названий GEL и AGM аккумуляторов

GEL расшифровывается как Gelled Electrolite. В качестве электролита используется кислота, связанная стабилизатором, называемая силикагелем. Силикагель в желеобразном виде находится между металлическими пластинами. Благодаря тому, что силикагель фактически занимает все пустое пространство между металлическими пластинами, осушение и осыпание пластин становится невозможным.

AGM расшифровывается как Absorption Glass Matt. В переводе с английского – “абсорбирующие стеклянные маты”. По факту, это специальная стеклоткань, пропитанная электролитом и расположенная между свинцовыми пластинами. Благодаря тому, что электролит находится в порах стеклоткани, AGM АКБ могут использоваться в любом положении и безопасны в эксплуатации.

Технология производства GEL и AGM аккумуляторов

Аккумуляты, изготовленные по технологии AGM, и аккумуляторы, изготовленные по технологии GEL, имеют целый ряд преимуществ перед обычными свинцово-кислотными АКБ. Главное отличие GEL и AGM аккумуляторов от традиционных заключается в том, что в они не содержат электролит в жидком виде.

Будет полезно:  Засвистел подшипник генератора что делать?

В GEL аккумуляторных батареях активная кислота связывается специальным веществом – силикагелем. В таких АКБ электролит доводится до состояния густой массы, то есть геля. Часто в составе гелевого электролита присутствует кремниевая кислота, серная кислота и специальные добавки – стабилизаторы.

В AGM аккумуляторах жидкая кислота пропитывает специальные пористые стекловатные маты. Таким образом, сам электролит находится в порах матов. То есть в свободном жидком виде не присутствует. Маты с кислотой располагаются между металлическими пластинами.

Конструкция GEL и AGM обеспечивает главные потребительские преимущества AGM и GEL аккумуляторов:

  • не требуют обслуживания и долива электролита;
  • относительно безопасны даже при повреждении корпуса;
  • не выделяют испарений, можно ставить даже в жилое помещение;
  • низкий саморазряд — всего 2% в месяц (при температуре 20С).

Сравнение характеристик GEL и AGM аккумуляторов

Аккумуляторные батареи AGM являются более надежными в эксплуатации. При нагревании электролита в таких батареях практически отсутствует вероятность сильного разбухания и взрыва. Чего нельзя сказать о GEL АКБ, при кипении в таких батареях могут образовываться большие пузыри, представляющие реальную опасность.

GEL АКБ были спроектированы по заказу военных ведомств и прежде всего должны были использоваться а авиационной технике. Такие аккумуляторы могут продолжать функционировать даже при попадании в них пули. Так как электролит находится в состоянии геля, то он не выливается, и батарея продолжает давать энергию.
GEL АКБ имеют высокую эффективность.

При проектировании аккумуляторов по технологии AGM конструкторы вновь начали использовать жидкую кислоту. Теперь кислота находится в специальных тонких пластинах или матах, состоящих из пористого вещества. При этом сами поры не заполняются полностью, оставляя место для движения газов. При работе AGM аккумуляторов газы выделяются, но при этом остаются в свободных порах пластин. Такая технология позволяет использование AGM аккумуляторов в различных местах без необходимости вертикального размещения.

AGM и GEL АКБ очень стойки к глубоким разрядам, эта технология существенно увеличивает срок службы АКБ. При этом, даже при глубоком разряде батарея продолжает выдавать электроэнергию.
AGM и GEL аккумуляторы могут выдерживать большое число полных циклов заряда и разряда. Средний показатель количества допустимых циклов равен примерно 600 циклам. Некоторые батареи, построенные по технологии GEL, могут выдерживать до 1000 циклов заряда и разряда. Это существенно увеличивает срок работы АКБ в реальных условиях.

AGM и GEL АКБ имеют низкий саморазряд, это дает возможность хранения заряженной аккумуляторной батареи длительное время, до одного года. При этом, заряд существенно не снижается.

Срок службы хорошего аккумулятора, выполненного по AGM и GEL технологии, доходит до пяти – десяти лет в зависимости от условий эксплуатации.

Важным показателем является стоимость аккумуляторных батарей.
При производстве GEL АКБ применяются дорогие электроды из особо чистого свинца, в электролит входит серная кислота высокой степени очистки. По этой причине стоимость GEL аккумуляторов выше, чем AGM аккумуляторных батарей.

Преимущества GEL аккумуляторных батарей в сравнении

Преимущества AGM аккумуляторных батарей в сравнении

В зависимости от конкретной модели и конструкции аккумуляторных батарей характеристики и свойства могут меняться. Ниже приводим еще одно независимое сравнение GEL и AGM батарей.

Некоторые показатели могут отличаться в различных моделях различных производителей. Время идет вперед, производители аккумуляторных батарей постоянно улучшают конструкцию и потребительские свойства АКБ.

Интернет-магазин Вольт-Ампер предлагает более 30 различных безопасных способов оплаты

Мы не собираем и не храним ваши платежные данные

Платежи осуществляются через cервис ROBOKASSA

Доставка по Москве в пределах МКАД 400 .

Условия доставки за пределы Москвы (МКАД) и условия доставки в другие регионы уточняйте у менеджера.

Вольт-Ампер сотрудничает с лучшими службами доставки, чтобы вы всегда получали свои заказы вовремя

Акции, скидки, новинки каталога, новости, статьи

© 2020 Вольт-Ампер общее время: 0.1276 s | время запросов: 0.0109 s | всего запросов: 57

Аккумуляторы AGM и GEL (гелевые): что выбрать?

При решении задачи по бесперебойному питанию часто сталкиваются с непростым выбором между аккумуляторами AGM и GEL. Разобравшись в особенностях технологий изготовления АКБ и эксплуатационных характеристиках, мы сможем сделать выводы о сфере оптимального применения.

AGM технология аккумуляторных батарей

AGM расшифровывается как Absorbent Glass Mat и означает “абсорбирующее стекловолокно”. По сути, это обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, только в них электролит находится не в виде свободно перетекающей жидкости, а в виде обильно пропитанной раствором серной кислоты стекловаты (своеобразный подгузник для электролита ). Что это даёт:

  • Есть место для выделяющегося в процессе заряда водорода – он “запирается” в стекловолокне. Иными словами газ полностью рекомбинируется внутри АКБ. Это позволяет безопасно использовать AGM АКБ в помещении.
  • Герметичная конструкция позволяет их эксплуатировать в любом положении
  • Не требуют обслуживания, но это не исключает необходимости переодической “тренировки” батарей

Специально для наших читателей мы не пожалели и распилили популярную батарейку CSB GP 12120, давайте посмотрим что у неё внутри:

Распил CSB GP 12120

Свинцовые пластины с абсорбированным стекловатой электролитом

Сам AGM – обильно пропитан электролитом

Gel технология

Конструктив гелевого аккумулятора аналогичен AGM, но электролит абсорбирован не стекловолокном, а загущен при помощи силикагеля (SiO2). Гель удерживает в своей структуре электролит, поддерживая целостность свинцовых пластин. Движение молекул электролита происходит через микропоры гелевой структуры.

Теперь давайте сравним характеристики и стоимость аналогичных аккумуляторов, сделанных по разной технологии. На основании дата-листов (ТТХ) и опроса инженера произведем сопоставления характеристик на примере аккумуляторов Delta и Challenger.

1) Заряд

Классическим для свинцово-кислотных АКБ считается ток заряда 0,1С или 10% от ёмкости аккумулятора, но максимальный допустимый ток заряда у AGM и гелевых аккумуляторов различный:

  • AGM – 0.3C (например, для АКБ Delta HR 12-100 (100Ач) – ток заряда 30А)
  • GEL – 0.2C (для АКБ Delta GX 12-100 (100Ач) – ток заряда 20А)

Заряд максимальным током несколько сокращает срок жизни аккумулятора (на 5-7%), но может быть очень кстати в случаях, когда зарядить батарею требуется быстро. Например, при работе в гибридных системах с генератором. Таким образом, минимально возможное время заряда (с учетом КПД) для полностью севшего AGM аккумулятора составит около 6 часов, а у GEL – 8 часов.

2) Кол-во циклов

Давайте сравним количество циклов для АКБ различного типа по двум различным сериям

Delta HR 12-100 (AGM): 100 % DOD – 275 циклов, 50% – 575 циклов, 30% – 1325 циклов

Delta GX 12-100 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850циклов

Delta DTM 12-200 L (AGM): 100% – 275 циклов, 50% – 550 циклов, 30% – 1200 циклов

Delta GX 12-200 (GEL): 100% – 325 циклов, 50% – 700 циклов, 30% – 1850 циклов

Итак, разница в цикличности между сериями HR (AGM) и GX (GEL) при DOD 50% – 21,7% в пользу последнего; между DTM и GX: 27,2% в пользу последнего.

Для объективности представим график и данные по АКБ Challenger серия A (AGM) и G (GEL) при разряде до 80%


Challenger A12-200 – 80% DOD – 525циклов
Challenger G12-200 – 80% DOD – 645циклов
Разница в 19%.

3) Текущая розничная цена и стоимость цикла

Из-за нестабильного курса пришлось указать в ненавистных долларах. В соотношении с количеством циклов при разряде 50%:

4) Глубокий разряд

Гелевый аккумулятор благодаря использованию загустителя электролита более устойчив к глубоким разрядам, иными словами разряд до 1.6В/эл (9,6В) наносит меньше вреда для аккумулятора. Глубокий разряд батарей присущ альтернативной энергетике (солнечные панели, ветряки), в буферных режимах ИБП и инверторы не допускают разряд аккумулятора ниже 10.5В.

5) Срок жизни

Срок жизни аккумулятора относительно абстрактная вещь ввиду того, что провести профессиональное исследование с параллельной эксплуатацией выборки двух типов АКБ различных серий длительностью 10-12 лет и сопоставить его результаты сложно и затратно. В документации срок жизни аккумуляторов указан одинаковый. Ввиду этого, мы должны опираться на косвенные данные, которые нам дают инженеры производств, мнение которых основывается на особенностях технологий изготовления. Итак:

  • DTM – стандартный аккумулятор AGM
  • HR и HRL – отличается составом электролита, в который добавлены специальные присадки, которые увеличивают энергоотдачу и замедляют процесс сульфатации и коррозии свинцовых пластин аккумулятора, заметно продлевая срок его службы
  • Gel – электролит загущен силикагелем
Будет полезно:  Сколько вольт нужно чтобы завести машину?

На основании опроса экспертов, рейтинг жизнеспособности и сроков работы в буферном режиме от меньшего к большему выстраивается так:

  • GX – ориентир на цикличность
  • DTM L – присадки Long Life
  • HR – присадки + высокая энергоотдача

Выводы

  1. AGM аккумуляторы имеют преимущество в системах требующих быстрого заряда аккумуляторов, например, в случае гибридных схем “инвертор+генератор” (мы сокращаем время работы генератора и увеличиваем время тишины), т.к. выдерживают больший зарядный ток.
  2. В случае решения задачи автономного питания на базе солнечных панелей или ветрогенератора при достаточности бюджета гелевые аккумуляторы предпочтительнее, так как устойчивы к глубокому разряду и имеют больше ресурс циклов заряда-разряда.
  3. Для работы в буферном режиме, т.е. в системах резервного питания на базе ИБП, инверторов предпочтение следует отдавать AGM-технологии, т.к. батарейный банк получается дешевле и он дольше прослужит (срок жизни аккумуляторов при буферном режиме исчисляется в годах, а не в циклах). Самая живучая серия аккумуляторов HR и HRL благодаря различным присадкам в электролит, снижающим процессы разрушения свинцовых пластин.
  4. В мощных системах с высокими токами разряда и автономией до 30 минут рекомендуется использование серий HR и HRL, т.к. эти АКБ обладают самой большой энергоотдачей в единицу времени при коротких циклах.

Наше видео с семинара по обучению партнеров. Технологии AGM и Gel

Оставляйте комментарии и задавайте вопросы!

Гелевый аккумулятор, AGM аккумулятор или кислотный — какой выбрать

Как выбрать аккумулятор для автомобиля с повышенным требованием к питанию

Всем привет! Сегодня хочется затронуть тему здорового питания. Нет, речь не про ЗОЖ, а про громкую и качественную музыку в авто!

И так, давайте посмотрим какие существуют аккумуляторные батареи (АКБ). Узнаем какие из них больше подойдут для авто с продвинутыми аудиосистемами, а заодно я поделюсь своим опытом.

Для автомобилей существует несколько типов АКБ :

  • Кислотные
  • Гелевые
  • AGM (АГМ)
  • Литий (секретный тип, о нем в самом конце)

Кислотный аккумулятор

Свинцово-кислотный аккумулятор — тип аккумуляторов, изобретен в 1859 году французским физиком … , дальше в Википедии.

Кислота — она и есть кислота, кто ее не знает. Если у вас не требовательная системка, просто держите его заряженным и исправным. Можно заменить штатный на более емкий (до 30%).

Если вы будете использовать несколько аккумуляторов, я думаю не стоит объяснять, что кислотный в салон ставить не стоит.

Гелевый аккумулятор

Принцип и устройство гелевого аккумулятора аналогичны кислотному. В нем так же кислота и дистиллированная вода, вот только в кислоту добавлена двуокись кремния, которая и превращает получившийся электролит в гелеобразную жидкость. В результате он практически не испаряется и не столь агрессивно окисляет пластины. Кстати, в популярных моделях пластины выполнены не в виде кассет, а свернуты в спираль, что дает большую площадь контакта.

Одна из самых известных марок гелевых аккумуляторов это Оптима, в арсенале которой есть варианты для различных назначений, в том числе и для автозвуковых нужд.

Несколько лет назад гелевые аккумуляторы начинали активно входить в пользование автозвукарей, но к сегодняшнему дню основное место в хороших системах заняли AGM батареи.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Главное при зарядке гелика не превышать напряжение и не перезарядить батарею. Можно, приобрести специальное зарядное устройство (ЗУ) , которое автоматически регулирует напряжение. Поэтому у таких ЗУ перезаряд батареи не возможен. В покупке есть смысл, если вы имеете дело со автозвуком. Хороший зарядник в хозяйстве нужно иметь.

Заряжать гелевый аккумулятор можно обычными зарядными устройствами для кислотных батарей. Главное следите за напряжением, сейчас практически все ЗУ имеют возможность ручной регулировки напряжения.

Гелевые АКБ позволяют производить быструю зарядку, увеличивая силу тока в процессе до 20%. Но если в мануалах ничего об этом не говорится, то лучше не рисковать и устанавливать силу тока на уровне 10% от энергоемкости, заряжая его при таком показателе.

AGM аккумулятор

Теперь давайте разберемся, что такое AGM аккумулятор. AGM(Absorbent Glass Mat — пропитанный стекломат/стекловолокно). В этих батарейках электролит не залит как все привыкли, внутри корпуса находится стекловолокно, пропитанное в нем.

Аккумуляторы AGM имеют дополнительные преимущества:

  • Высокие пусковые токи.
  • Длительный срок службы
  • Отсутствует принципиальная возможность утечки. Однажды к нам пришел такой аккумулятор с пробоинами в корпусе в результате варварской транспортировки, так мы просто заклеили дыры и он работает до сих пор, на качестве питания это никак не сказалось.
  • Очень устойчивая работа при низких температурах. Проверено лично — крутит в -40 как здрасте, без всяких прогревов.
  • АГМ быстрее заряжаются, он может принимать до 30% силы тока от емкости как и гелевый.
  • Их можно устанавливать в любом положении (правда вверх ногами производители не рекомендуют), что бывает необходимо при расположении дополнительного питания в нестандартных местах.
  • АГМ аккумуляторы безопасно использовать в салоне автомобиля.

К недостаткам можно отнести высокую цену (по сравнению с кислотными) и возможно большой вес.

В свою очередь AGM делятся на «плиты» и «стандартные»

AGM плита

Плиты или плоские батареи долго разряжаются и долго заряжаются, не предназначены для кратковременной отдачи большого тока. Поэтому хорошо подходят для повседневных систем, где не стоит задачи одного или нескольких мощнейших выстрелов для замеров. К тому же плоская форма удобна для размещения.

Стандартная форма

Лучше отдают большой ток в пиках по сравнению с плитами, хорошо противостоят просадам. Подходят как для «музыки» так и для «давления».

Как заряжать AGM аккумулятор

Для этих АКБ не обязательно нужны специальные зарядные устройства — не ведитесь на мифы. AGM можно заряжать теми же зарядниками, что и обычные кислотники. Главное, как и с гелевыми, не превышать напряжение и не перезарядить батарею.

Если нужны более подробные цифры то:

  1. Когда батарея установлена в автомобиле и используется по назначению (то есть разряд не полный), то требования следующие: напряжение 14,2 – 14,8В (не превышать 15В), при силе тока в зависимости от емкости батареи 10 — 30% — что и делает ваш генератор.
  2. Если аккумулятор разряжен полностью, тогда: напряжение 14,2 – 14,8В, а сила тока 10% от емкости (не больше).
  3. В случае, когда вы храните батарею и она не юзается, то для подзарядки используйте напряжение 13,2 – 13,8 В, с амперажом – 5 – 10% от емкости.

Как видите, ничего сложного нет. Соблюдайте эти условия и батарейки будут долго и хорошо работать для вас.

Зарядные устройства

Зарядник может быть автоматическим или механическим.

Если берете автомат – можно выбрать с двумя режимами — основной заряд / хранение, для AGM это будет максимальный вариант.

ЗУ с режимом хранения

В механическом устройстве вам нужно будет самому регулировать параметры заряда. Тут главное ваша внимательность!

Сам я лично пользуюсь ЗУ модели Кулон 707d, он меня полностью устраивает, но есть и масса других приемлемых вариантов.

Литий

С недавних пор широкое применение в кругах спортсменов и людей, гонящихся за лютым питанием, получают литий-ионные батареи.

Будет полезно:  Как правильно обработать пороги автомобиля своими руками?

Литий может кратковременно отдавать токи, в несколько раз превышающие возможности АГМ. В результате просадить систему на таких аккумуляторах достаточно сложно. Вес и размеры являются дополнительными плюсами!

Но за все придится платить.

Минусы литиевых батарей:

  • очень высокая цена;
  • глубокий разряд мощно грузит генератор;
  • необходимо балансировать вольтаж между банками;
  • полный разряд почти гарантировано убьет батарейку;
  • идеальная зарядка обеспечивается специализированными устройствами.

Какой АКБ выбрать для автозвука?

В случае, если у вас не требовательная система (до 1-1,2 кВт в целом) можно нормально использовать кислоту достаточной емкости. Если речь идет о 1,2 — 2 кВт, то добавьте дополнительную кислоту в багажник или вместо этого установите АГМ, что даст дополнительных плюсов для зимнего использования.

Не рекомендую литий для повседнева, это скорее удел профессионалов и искушенных энтузиастов.

Личный опыт

Не однократно своих системах я использовал связки кислотных АКБ, менял на гелики, пробовал плиты, но в конечном итоге остановился на стандартном АГМ.

Важно

  • Если вы хотите поставить несколько аккумуляторов, то не устанавливайте АГМ или гелевый вместе с кислотным в одну систему.
  • Ни в коем случае не оставляйте любой аккумулятор в полностью разряженном состоянии на длительное время.
  • Не допускайте перезаряда гелевых и AGM аккумуляторов.

Читать еще:

Если материал был вам полезен, поделитесь им:

Аккумуляторы гелевые, мультигелевые и AGM – в чем разница?

Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.

В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:

  • Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
  • Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
  • Что такое AGM VRLA?

Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель – чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.

Виды аккумуляторов для ИБП и термины

Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни “пугающие” аббревиатуры – VRLA и SLA – обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.

VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.

SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.

Необслуживаемые – означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.

Обозначение герметизированные (герметичные) говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются “запертыми” внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан.

И все эти определения – не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.

Гелевые и AGM

Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его “связывание” во избежание выплескивания.

В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.

Распространено также бытовое название “гелИевые аккумуляторы”, что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.

Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:

  • В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
  • Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
  • Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.

В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях.

В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.

На фото – вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые “Glass Mat” – стекловолоконные маты.

Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая. Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.

Технология AGM – более новая, чем GEL.

Обратите внимание, что:

  • И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
  • Это две разные технологии.

А как же мультигелевые?

Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.

Например, на фото ниже – аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой “мультигелевый”, о чем свидетельствует и маркировка “MG” в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: “Технологія: AGM, необслуговуєма батарея” (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).

А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая – в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.

Отличия гелевых и AGM аккумуляторов

Показатель Гелевые AGM
Циклический ресурс В 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии. Около 300 циклов заряд-разряд.
Заряд Очень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи. Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи.
Саморазряд Величина саморазряда небольшая, поэтому подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периода Саморазряд интенсивнее, чем у гелевых.
Перегрев Перегрев может вызвать взрыв батареи. Перегрев не так критичен, но тоже опасен.
Глубокий разряд Хорошо выдерживают глубокий разряд. Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%.
Пусковой и максимальный ток Неспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления. Пусковые токи больше.
Короткие замыкания Очень чувствительна к коротким замыканиям. Менее чувствительна.
Эксплуатация В любом положении, кроме “вверх дном” , мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего. В любом положении, кроме “вверх дном”.

Или коротко, в картинке:

Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем AGM, в системах:

  • где чаще происходит цикл разряд-заряд,
  • где чаще допускается глубокий разряд,
  • где до разряда проходит долгое время,
  • где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.

Источники:

http://volt-amper.ru/articles/sravnenie-gel-i-agm-akkumulyatornyix-batarej

http://tok-shop.ru/tok-blog/agm-vs-gel/

http://doctorbass.ru/blog/gelevyy-akkumulyator-agm-akkumulyator-ili/

http://lantorg.com/article/akkumulyatory-gelevye-multigelevye-i-agm-v-chem-raznitsa

http://avto-blogger.ru/avtogadzhety/elm327-1-5-i-2-1-otlichiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector