Ремонт стартера своими руками ваз 2109

labavto.com

Стартер ВАЗ 2109 – это тот узел автомобиля, без которого не заведется мотор. Опытные водители по работе агрегата могут определить неисправности и вовремя их устранить. В статье рассматриваются основные неисправности, даются рекомендации, как ремонт стартера автомобиля ВАЗ 2109 выполнить своими руками, а также прилагается демонстрационное видео.

Типичные неисправности

Прежде чем искать неисправности механизма, необходимо изучить его устройство и принцип работы. Стартер на ВАЗ конструкцией схож с аналогичным узлом автомобиля УАЗ. Он состоит из электромотора, тягового реле, муфты свободного хода с шестерней. Обеспечивают вращение шестерни, ротора и движение муфты втулки.

Внешний вид механизма

Назначение пускового механизма – превращать электрическую энергию во вращательное движение шестерни привода. Электроток поступает на полюса силового агрегата благодаря щеткам. В этот же момент выдвигается муфта, и шестерня соединяется с венцом маховика. После запуска мотора муфта возвращается на место.

Неисправность стартового устройства можно определить по следующим признакам:

  • медленно крутится или не крутится совсем;
  • посторонний шум во время запуска силового агрегата;
  • крутится, но отсутствует сцепление между венцом маховика и шестерней;
  • начинает вращаться вместе с маховиком, но спустя время зацепление пропадает;
  • устройство никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.

В первую очередь следует проверить работу электросети машины, зарядку аккумулятора, качество контактов разъемов и клемм. Кроме того, нужно проверить предохранитель, отвечающий за работу пускового механизма и реле (автор видео — Иван Матиешин).

Демонтаж устройства

Порой для устранения неисправности приходится снимать стартовый механизм и делать его разборку.

Снятие стартера состоит из следующих шагов:

  1. Сначала автомобиль нужно обесточить, сняв отрицательную клемму с аккумулятора.
  2. Затем необходимо отсоединить разъем с проводами.
  3. На следующем этапе нужно демонтировать защиту картера.
  4. Для снятия стартера удобнее сначала открутить две гайки внизу моторного отсека, а затем переместится наверх, и выкрутить третью гайку.
  5. Теперь можно снимать устройство с картера сцепления.

Перед тем, как выполнять ремонт своими руками снятого устройства, его следует помыть и почистить от загрязнений.

Особенности разборки

Разборка стартера выполняется поэтапно.

Первый этап – осмотр состояния щеток. Для этого нужно снять защитную крышку, отжать пружины и вынуть щетки. С помощью штaнгeнциpкyля или линейки замеряется высота щеток. Если она меньше 12 см, то их следует заменить. На рабочей поверхности недопустимо наличие трещин или сколов.

Замер высоты щеток

Второй этап – демонтаж и проверка якоря. Для этого снимается корпус вместе со статором. На якоре необходимо выполнить визуальный осмотр коллектора и проверить обмотку на целостность.

Снятие якоря устройства

Третий этап – снятие муфты свободного хода с шестерней. Чтобы демонтировать муфту, нужно извлечь якорь из передней крышки, затем вынуть промежуточную опору с вала. Далее следует осмотреть зубья шестерни. Если обнаружится, что неисправна муфта, ее нужно поменять.

Обгонная муфта и шестерня

Четвертый этап – замена втягивающего реле. Замену следует делать, если муфта свободного хода не выдвигается, когда на выводы подается напряжение. Менять лучше весь узел целиком.

Тяговое реле ВАЗ 2109

Пятый этап — замена втулки стартера. Если при вращении пусковое устройство начинает заедать, причиной чаще всего являются изношенные втулки стартера на ВАЗ 2109. Если выполняется замена втулок стартера ВАЗ 2109, то нужно менять втулку, которая находится в задней крышке, и вторую, установленную в коробке сцепления. Естественно, нужно знать, как заменить втулку стартера.

Передняя и задняя втулки

Дефекты втулок обнаруживаются путем их осмотра. На рабочей поверхности не должно быть сколов, трещин, задиров, а также сильного износа. Сделать вывод, что нужна замена втулки стартера ВАЗ 2109, можно по наличию люфта.

Перед тем, как устанавливать новые детали, внутреннюю поверхность нужно смазать моторным маслом.

Сборка

После устранения всех неисправностей, можно приступать к сборке стартера ВАЗ 2109. Перед тем как собирать устройство, все детали следует очистить от пыли и загрязнений. Порой путем очистки деталей можно восстановить работоспособность устройства.

Сборка стартера не занимает много времени. Собранный механизм устанавливается на штатное место. Далее к нему присоединяется разъем с проводами. После окончательной сборки следует проверить устройство на работоспособность.

Если отремонтировать устройство не удалось, то потребуется замена стартера ВАЗ 2109. Зная, как снять стартер, заменить его новым узлом не представляет труда. Таким образом, ремонтировать свой автомобиль можно самостоятельно, сэкономив на обслуживании СТО.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Ремонт пускового устройства на ВАЗ 2109»

В этом видео подробно описан ремонт стартера ваз 2109 (автор ролика — CHECK Харьков).

Рекомендуем к прочтению

Комментарии и отзывы

Поставить машину и не ездить — будет экономия!

Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.
Будет полезно:  Камера заднего вида как подключить

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить

Стартер ваз 2109

Как известно, стартер является одной из важнейших деталей автомобиля. Неисправность этого элемента легко обнаруживается, даже неопытными водителями.
Такой ремонт можно сделать своими силами, стоит только под рукой иметь инструкцию, которая будет приведена ниже.В этой статье рассмотрим стартер популярного автомобиля золотой молодежи 90-ых Ваз 2109.

Данная машина стала родоначальником большого ряда автомобилей.

стартер ваз 2109 перед ремонтом

Но в результате эксплуатации данная модель начала сыпаться ровнотак, как и предыдущие жигули. Детали стали опять выходить из строя, как и на прежних «Жигулях».
Особенно же страдал стартер, который являлся главной деталью системы пуска, и часто подвергался большим нагрузкам, особенно в зимнее время года.

Как провести ремонт стартера своими руками

Ремонт стартера ваз 2109 не представляет особой сложности для бывалого шофера, успевшего познакомиться с этой деталью в старых моделях классических «Жигули».Эта деталь достаточно проста в своей конструкции, как и у большинства автомобилей этого семейства.
Деталь состоит из:

  • электромотора постоянного тока, который имеет 4 полюса, наделенных электромагнитным включением;
  • так же есть муфты свободного хода;
  • реле тяговое.

Неисправности стартера

Неисправности данной детали легко различить. Общая конструкция стартера «девятки» не претерпела абсолютно никаких изменений, хотя разработчики и модернизировали некоторые элементы.
Итак:

  • Основным отличием от прежних моделей стартера является втулка вала, которая устанавливается уже не в стартере, а в системе сцепления. И об этом элементе часто забывают, проводя ремонтные работы, люди не получившие специального технического образования и не изучившие схему «девятки». Для замены втулки стартера на Ваз 2109 надо иметь некоторые навыки. Если вы раньше не выполняли этой работы, тогда можно оказаться лицом к лицу с различными сложностями.
  • Другая неисправность, которую хотелось бы выделить, это втягивающее реле стартера ваз 2109. Данная деталь также становится виновником неисправности стартера «девятки» довольно часто.
    Ее поломкой можно считать пустое многократное срабатывание, не удержание шестерни в требуемом зацеплении.

В остальном, дефекты, связанные со стартером модификации Ваз 2109 встречаются такие:

  • не вращается вал стартера или делает это очень медленно;
  • проскальзывает шестерня, это происходит при плохом зацеплении с венцом маховика, хотя вал и вращается;
  • во время работы стартер издает постукивания или нехарактерный звук.

Заметив одну из вышеперечисленных неисправностей, необходимо немедленно переходить к ремонту. Если вы не сделаете эту работу сразу, тогда рискуете окончательно повредить деталь и уже не суметь ее отремонтировать.

Демонтаж

Перед устранением неполадок стоит посмотреть на работу аккумулятора. Симптомы слабого аккумулятора часто бывают похожи на неисправности стартера.
Следует также проверить коммуникацию следующего типа: аккумуляторная батарея / замок зажигания / стартер / реле тяговое.Снять стартер не так сложно.
Для этого надо:

  • снять клеммы с аккумулятора;
  • разобрать защиту картера двигателя;
  • отключить клеммы электропроводки;
  • открутить гайки крепления стартера к картеру (их бывает три).

Внимание: В процессе демонтажа необходимо уделить особое внимание таким частям стартера, как якорь, состояние обмотки, дефекты шестерен, чистоту контактов и многое другое.

Непосредственный ремонт

Не стоит думать о том, что перед снятием стартера, необходимо поднять на смотровую яму автомобиль ваз 2109. Ремонт стартера начинаем проводить после его полного снятия.
Итак, начинаем:

  • проверяем реле, посредством проведения напряжения в 12 В на вывод, не забывайте, что минус следует замкнуть на корпус;
  • омметр одновременно с данной процедурой присоединяем к контактным болтам (если реле работает нормально, муфта должна отодвигаться в отверстие при получении тока, а болты замыкать — если этого не происходит, значит реле следует заменить).

проверка реле стартера ваз 2109

  • проверяем щетки;
  • снимается крышка стартера, после чего откручивается винт, фиксирующий крепление всех проводов;
  • снимается пружина;
  • вынимается щетка (как правило, минимальная ее высота должна быть 12 мм – в противном случае, это означает ее стирание и обязательную замену).
Будет полезно:  Где находится аккумулятор в смарте

проверка щеток стартера

Продолжаем работать с ваз 2109. Стартер, ремонт которого проводится своими руками, нужно тщательно осмотреть.
На данном этапе можно даже вооружиться увеличительным стеклом, дабы лучше все видеть.
Переходим к следующему действию:

  • проверяем обмотку самого стартера (как и говорилось выше, данное устройство особо не различается с другими моделями ваз 2109, а ремонт своими руками стартера нужно проводить умеючи и знать все основы схемы);
  • берем омметр и проверяем наличие замыкание между витками и на корпусе;
  • осматриваем коллектор и другие обмотки (для этого необходимо аккуратным образом снять кольцо, чтобы оно не слетело, и вытащить его);
  • снимаем шайбу с оси;
  • выкручиваем несколько болтов;
  • разъединяем трубки, которые служат для изоляции стяжных болтов и вытаскиваем их;
  • тщательно осматриваем коллектор и обмотку (на них не должен наличествовать нагар или же прибой);
  • наждачной бумагой протираем незначительные изменения на поверхности.

На ваз 2109 ремонт стартера своими руками подразумевает и тщательную проверку обмотки якоря.

  • берем контрольную лампу на 220 Вт;
  • проверяем изоляцию на разрыв, определяем биение вала (которое должно составлять 0.08 мм, сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм;
  • соединяем коллектор якоря одним проводом с током на 220 В;
  • второй провод соединяем через лампу 220 Вт 100 Вт с корпусом питания (если лампа загорелась, значит в якоре есть пробой и он нуждается в замене.

На автомобиле ваз 21099 ремонт стартера, где якорь в порядке, подразумевает еще осмотр и проверку коллектора.
Несколько важных советов:

  • если на коллекторе обнаружено подгорание пластин в двух местах, значит оборвана катушка;
  • если пластины посиневшие, значит произошло витковое замыкание (такое бывает редко, но встречается):
  • замыкание межвитковое обнаруживается на видимых участках провода якоря или шинки (обычно витки бывают смяты либо погнуты);
  • устранить замыкание и исправить помятость шин можно путем проверки наличия инородных тел;
  • если место замыкания не найдено, остается лишь перемотать якорь.

На автомобиле ваз 21093 ремонт стартера, как и на ваз 21099 и 2109, после проверки обмоток, подразумевает осмотр муфт и шестерен.
Для этого проводим операции следующего типа:

  • с оси якоря снимаем шайбу;
  • вытаскиваем якорь в сборе с приводом;
  • вынимаем рычаг привода муфты;
  • начинаем вращать шестерню (при этом не должно быть никаких сколов и зазубрин, если они есть, устройство желательно заменить).

Видео, конечно может помочь в этом вопросе, но прежде всего следует понимать, что вы делаете и как оно работает.

Внимание: Собирая стартер в обратной последовательности, желательно проверить его оболочку. Все пластмассовые детали обязательно покрыть литолом (на фото внизу), даже если в хорошем состоянии.

Инструкция рекомендует также все детали, которые трутся, смазать машинным маслом для профилактики.
Научившись ремонтировать стартер своими руками, мы получаем уникальную возможность не только чинить свою любимую машину качественно, но и реально экономить. Ведь цена на новый стартер не дешева в магазинах, да и найти хороший не всегда бывает возможно.

Самостоятельный ремонт стартера ВАЗ-2109

Стартер на ВАЗ-2109 – это надежное устройство, которое редко выходит из строя. И когда такой момент наступает, автомобиль уже не заводится, тем самым создавая массу хлопот своему хозяину.

Опытные автовладельцы уже по звуку работы устройства могут определить проблемы, которые могут возникнуть в перспективе. В таких случаях лучшим выходом будет проведение профилактических работ, нежели заниматься устранением серьезной неисправности.

Стартер очень просто снимается с машины и также легко разбирается. Поэтому заняться устранением неисправностей может практически каждый автолюбитель. В статье мы подробно рассмотрим вопрос о том, как происходит ремонт стартера на ВАЗ-2109 своими руками.

Принцип работы стартера

Перед тем как заняться поиском и устранением неисправности, желательно знать, как устроен стартер и как он работает. Только с этими познаниями вы наиболее точно сможете определить возможные проблемы с устройством.

Стартер на ВАЗ-2109 складывается из следующих элементов:

  1. Мотор, к которому подается постоянный ток через четыре щетки.
  2. Муфта, обеспечивающая свободный ход с шестерней, которая предназначена для запуска маховика двигателя.
  3. Тяговое реле, отвечающее за выдвижение муфты с шестерней при включении устройства.

Вам как автомобилисту необходимо помнить, что в стартере есть втулки, которые обеспечивают свободное вращение ротора, шестерни и муфты.

Одна из таких втулок размещена внутри устройства, а вторая располагается в картере сцепления.

Стартер выполняет свои функции путем преобразования электрического сигнала во вращательное движение шестерни привода. По щеткам передается электричество на мотор. Одновременно с этим выдвигается муфта и соединяется шестерня с маховиком.

Для запуска мотора необходимо кратковременное вращение стартера. Как только ДВС был запущен, муфта устройства возвращается на свое место.

Самые распространенные поломки стартера

Проводить поиск неисправностей рекомендуется с его работы на автомобиле, потому как после демонтажа стартера выявить некоторые поломки будет достаточно трудно. Основные симптомы выражаются в следующих ситуациях:

  1. Нехарактерный шум во время запуска двигателя.
  2. медленное вращение или его полное отсутствие.
  3. Устройство вращается, но шестерня с маховиком не сцепляется.
  4. Стартер вращается с маховиком, но впоследствии появляется разрыв зацепления.
  5. При повороте ключа не происходит никаких признаков «работоспособности» устройства.

В каждом из вышеизложенных случаев необходимо смотреть подкапотное пространство. Вполне вероятно, что проблема может скрываться в плохих соединениях контактов и разъемах электрической части. Дополнительно проверьте состояние АКБ, возможно, он разрядился.

Диагностика стартера

Проверить работоспособность стартера можно без демонтажа устройства при помощи мультиметра. Как показывает практика, удобнее всего использовать цифровой прибор.

  1. Аккумуляторные клеммы соединяются с полюсами измерительного прибора. За показаниями попросите проследить помощника, а сами садитесь в автомобиль. Для безопасности установите КПП в нейтральное положение и затяните ручник.
  2. Как только тестер был подключен, вольтметр должен показать напряжение. Если с АКБ все в порядке – значения будут находиться в диапазоне от 11 до 13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, включите стартер. В этот момент замерьте напряжение. Если система теряет 1-2 В, то стартер не оказывает сопротивления. Если показания уменьшаются в два раза, тогда можно сделать вывод, что «стартер берет на себя». В такой ситуации, возможно, износились щетки или втулки.
  4. После демонтажа устройства можно проверить состояние тягового реле. Подайте к выводам на корпусе напряжение 12 вольт от АКБ. Если обгонная муфта передвигается к передней крышке, тогда с этим узлом все в порядке. В ином случае понадобится покупать новый элемент и менять.

Демонтаж стартера

Бывают ситуации, когда стартер можно отремонтировать только после его демонтажа. Здесь все достаточно просто, и никаких трудностей возникнуть не должно. Снять его можно за считанные минуты. Для этого вам потребуется смотровая яма, эстакада или подъемник, а также набор ключей.

  1. Поставьте автомобиль на ручник и на первую передачу КПП.
  2. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  3. Разъем с проводом отключается от вывода тягового реле стартера.
  4. Открутите гайку, которая крепит контактный болт реле, и снимите провод.
  5. Если присутствует защита картера мотора, тогда снимите ее путем поочередного откручивания фиксирующих болтов.
  6. Открутите две гайки, которые удерживают стартер в посадочном месте. Делать это лучше снизу моторного отсека. Третью гайку лучше откручивать сверху.
  7. Теперь стартер можно извлечь.

Очистите устройство от загрязнений перед тем, как разбирать его.

Последовательная разборка стартера

Весь процесс происходит в несколько этапов, и на каждом можно выявить потенциальную неисправность.

Первый этап подразумевает осмотр щеток после их снятия. Как правило, это наиболее распространенная проблема, которая препятствует нормальной работе стартера. Для этого сделайте следующее:

  1. Открутите два винта, которые фиксируют крышку защиты. Она снимается очень легко.
  2. Отверткой с вала снимите стопорное кольцо и регулирующие шайбы.
  3. Следующим шагом снимите две гайки стяжных шпилей и со стороны коллектора можно демонтировать крышку.
  4. Теперь при помощи отвертки можно отжать пружины и вытянуть щетки из посадочных мест.
Будет полезно:  Как снять мотор печки рено логан

Чтобы измерить высоту щеток, используйте линейку или штангенциркуль. Если высота элемента меньше 12 мм, тогда их следует заменить. Если на поверхности есть сколы и трещины, это также является поводом к их обновлению на новые детали.

Демонтаж и проверка якоря

Следующим этапом идет проверка якоря. Если щетки в нормальном состоянии продолжаем разборку стартера:

  1. Снимите корпус со статором. На якоре осмотрите состояние коллектора и целостность обмотки. При наличии нагара или пробоя необходимо мелкозернистой наждачной бумагой обработать проблемные места.
  2. Обмотка якоря и статора диагностируется при помощи омметра.

Проверка обгонной муфты с шестерней

Для того чтобы добраться до обгонной муфты с шестерней, нужно будет вытянуть якорь из передней крышки. Последовательность действий:

  1. Снимите стопорное кольцо рядом с обгонной муфтой, а далее демонтируйте ограничительное кольцо.
  2. На следующем шаге снимается пластмассовый упор рычага и достается якорь.
  3. Теперь выньте промежуточную опору с вала.
  4. Визуально оцените состояние зубьев шестерни. Если заметили явные дефекты, тогда этот элемент подлежит замене.

Проверка тягового реле

Тяговое реле необходимо менять, когда при подаче напряжения обгонная муфта не выдвигается. Некоторые разновидности стартеров комплектуются разборными реле. Однако лучше менять элемент целиком.

  1. Для демонтажа узла открутите два винта, располагающихся в передней части.
  2. Далее поднимите немного реле и отсоедините якорь от рычага.
  3. Теперь можно извлечь узел из корпуса вместе с пружиной и якорем.

Если по прошествии этих этапов проверки стартера проблема с работоспособностью была решена, тогда после всех ремонтных работ сборка и установка устройства в автомобиль производится в обратном порядке.

Подводя итог, отметим, что в статье мы рассмотрели общий принцип работы стартера, процесс разборки устройства, а также определение потенциальных неисправностей на ВАЗ-2109. Теперь на основании только что полученной информации вы без проблем сможете отремонтировать данное устройство на своем автомобиле.

Ремонт стартера ВАЗ 2109 – сделаем все сами!

Если не крутит стартер ВАЗ 2109, водителю необходимо сразу производить его диагностику, а также выполнять требующийся ремонт, так как неисправности данного механизма автомобильной системы пуска могут привести к печальным последствиям.

Несколько слов о стартере девятки

Перед тем, как мы научимся использовать ремкомплект интересующего нас стартера, давайте разберемся, что собой представляет данный механизм. Он является элементарным электродвигателем с четырьмя полюсами и щетками, который крепится к зубчатому венцу маховика. На «девятках» разных лет выпуска монтировались следующие модели стартеров: 29.3708; 5712.3708; 423.3708.

Любой из них работает по смешанному принципу возбуждения, располагает тяговым реле с двумя обмотками. Различия между этими стартерами заключаются в конструкции коллекторного устройства и привода. Так, у механизма модели 423 коллектор имеет цилиндрический тип, у 29 – торцевой, а у стартера 5712 в приводе устанавливается планетарный редуктор. Ремкомплект же у них абсолютно идентичный, как, впрочем, и их неисправности.

Почему не крутит стартер ВАЗ 2109?

В тех случаях, когда при запуске механизма вы слышите 2–3 щелчка, которые идут друг за другом, а стартер при этом не срабатывает, это может сигнализировать о таких неполадках: клеммы автомобильного аккумулятора ослабли либо окислились; АКБ разрядилась; сердечник стартера не фиксируется специальной удерживающей обмоткой.

Если при включении до вашего слуха доносится только один щелчок, и пусковое устройство не срабатывает, причина кроется в одном из следующих элементов:

  • в обмотке (произошло ее замыкание);
  • в бендиксе (нет напряжения от реле из-за стертых зубьев);
  • в силовых болтах (вероятнее всего, они подгорели, поэтому напряжение находится на отметке менее 12 вольт);
  • в щетках якоря либо его втулке (произошел их износ);
  • в вилке, которая соединена с бендиксом (вилка не проталкивает его из-за деформации или поломки, что приводит к размыканию контактов).

А вот тогда, когда при запуске никаких щелчков нет, профессионалы рекомендуют заменить ключ стартера либо кольцо, которое располагается в редукторе. Также полная тишина может сигнализировать о том, что на обмотке случилось короткое замыкание. Подтверждением к.з. обычно служит дым и ощутимый «аромат» горелой изоляции.

Отметим, что иногда подготовленный ремкомплект для ремонта стартера может и не понадобиться. Водитель демонтирует механизм, чтобы проверить его элементы, пытается найти неисправности, но видит, что все они без исключения находятся в нормальном состоянии. В данном случае рекомендуется отложить ремкомплект и выполнить чистку компонентов стартера, а затем их смазку. Как правило, система снова начинает функционировать.

Ремонт стартера ВАЗ 2109 – схема выполнения работ

Теперь мы расскажем, как проверить описываемый механизм «девятки» и устранить найденные неисправности. Сначала выкручиваем крепеж, который держит щиток, затем удаляем шланг из воздухозаборного устройства и снимаем щиток. Для демонтажа стартера осуществляем далее указанные действия:

  • откидываем провод от клеммы АКБ;
  • отключаем разъем стартера от реле;
  • убираем провод (открутив гайку) с болта реле;
  • откручиваем крепежные болты, чтобы демонтировать защиту картера;
  • в нижней части двигателя автомобиля отворачиваем имеющиеся гайки, после чего откручиваем еще один крепежный элемент, который находится в верхней части моторного отсека.

Теперь стартер можно свободно снять и проверить его. Проверка обычно начинается с тягового реле.

А выполняется она так – на корпус подаем «минус», на вывод реле – 12-вольтное напряжение, подсоединяем омметр к болтам-контактам. На приборе при исправном реле фиксируются колебания напряжения (болты замыкаются и размыкаются). В случае, когда указанных «скачков» нет, берем новое реле и устанавливаем вместо того, которое вышло из строя.

При помощи омметра можно сразу обследовать и обмотку на предмет наличия замыкания между ее витками и корпусом из металла. Осмотрите также коллектор. Ни на нем, ни на обмотке не должно быть никаких следов нагара. Если таковые имеются – это очень плохо, их необходимо очистить, используя наждачную бумагу. Затем нужно осмотреть обмотку якоря и удостовериться (снова применяем омметр) в отсутствии короткого замыкания на ней.

Далее следует проверить работоспособность щеток. Чтобы добраться до них, необходимо демонтировать со стартера его крышку, после чего открутить винт, который фиксирует провода, имеющиеся в устройстве. Щетка без проблем выйдет со своего места после того, как вы сожмете расположенную над ней пружину. Высота щетки обязана быть 12 и более миллиметров. При меньшей высоте берите ремкомплект и ставьте новую деталь.

Также ремкомплект системы пуска «девятки» содержит сменные шестерни муфты. Если на старой шестерне вы видите сколы и зазубрины, желательно заменить ее. Иногда видимых дефектов на данном компоненте нет. В этом случае рекомендуется покрутить шестерню в одну сторону (она должна вращаться без затруднений), а потом попытаться прокрутить ее в обратном направлении. Исправная деталь застопорится при прокрутке в обратную сторону.

В очень редких случаях требуется установка новой втулки. Эта процедура проводится за пару минут. Профессионалы советуют перед сборкой узла обработать моторной смазкой все элементы стартера, которые соприкасаются друг с другом, а также смазать литолом элементы, сделанные из пластмассы. Такую процедуру желательно выполнить даже при очень хорошем состоянии компонентов пускового механизма. Ремонт окончен! Собирайте стартер в обратном порядке и смело заводите свою «ласточку».

Источники:

http://luxvaz.ru/vaz-2109/325-chto-delat-esli-ne-rabotaet-starter.html

http://masteravaza.ru/starter-2/remont-startera-vaz-2109-52

http://ladaautos.ru/vaz-2109/samostoyatelnyj-remont-startera-vaz-2109.html

http://carnovato.ru/remont-neispravnosti-startera-vaz-2109-proverit/

http://priorik.ru/lajfhak-maslo-v-korobku-avtomobilya-priora-zavodskoe-i-rekomendovannoe/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector