Отличие шипованной резины от липучки что лучше?

Ritel › Блог › Зимние шины: сравнение шипованных и “липучек”

Для начала отметим, что зимние шины «липучки» или шипы отличаются от летних не только названием или наличием этих самых шипов. Их отличие кроется прежде всего в особенностях резины. Шины для зимнего периода изготавливаются из более мягкой резины, летние — из более жесткой. Однако, независимо от этого разные модели зимних шин абсолютно по-разному ведут себя в определенных дорожных условиях и ситуациях. Это говорит о том, что выбирая зимние шины, будь это новые изделия или зимние шины бу, стоит учесть условия, в которых они будут эксплуатироваться. Рассмотрим преимущества и недостатки шипованных шин.

Шипы на шинах делаются для того, чтобы улучшить сцепление колес автомобиля со льдом или плотным снегом и за счет этого значительно сократить его тормозной путь. Именно в подобных дорожных условиях и проявляются главные преимущества шин с шипами, тогда как на чистом асфальте такие шины оказываются недостатком автомобиля. Во-первых, потому что они сами быстро изнашиваются от трения с твердой поверхностью (особенно, при езде на большой скорости), а во-вторых, шипованные шины негативно воздействуют на дорожное покрытие: стирают разметки, создают колеи и т.д. В Европе, кстати, именно поэтому шипованные шины запрещены к использованию. Да и у нас власти уже не один год грозятся установить запрет на использование резины с шипами в больших городах и даже ввести налог на водителей, которые предпочитают всегда ездить “с шипами”. К тому же, принцип действия шипованных шин заключается в том, что во время движения автомобиля, шипы продавливают дорожное покрытие за счет чего и увеличивается сцепление с дорогой. Понятно, что продавить шипами снег или лед шипы вполне в состоянии, но когда осуществляется движение по чистому асфальту, то начинаются проблемы. Шипы не могут продавить твердое покрытие, как асфальт или бетон, соответственно сцепление с дорогой становится совершенно неприемлемым.

Далеко не все автолюбители знают, что автомобиль на шипованных шинах тратит больше топлива, плюс к этому — создает больше шума на асфальтированной дороге. И, наконец, ещё один недостаток шипованных шин — это необходимость регулярной балансировки, так как часть шипов так или иначе стирается или вылетает. Обычно, балансировку проводят не менее двух-трех раз за сезон, а это как Вы понимаете лишняя трата денег.

Теперь поговорим про зимние шины “липучки” или, как их ещё называют, нешипованные шины. Считается, что их используют во время мягких зимних условий, но это не так, они отлично себя показывают и в жесткие зимы. Секрет такой эффективности кроется в особом химическом составе резиновых смесей, который позволяет ломаться и быстро восстанавливаться некоторым молекулярным связям в них, за счет чего зимние нешипованные шины становятся практически универсальными для любых дорог. «Липучками» их назвали потому, что они имеют специально сконструированный протектор, благодаря которому словно прилипают к любому покрытию дороги, за счет чего увеличивается коэффициент трения. Тонкие прорези (ламели) на поверхности каждого блока протектора, имеющие определенное направление (рисунок), способствуют более эффективному отводу воды, грязи и снега из точки контакта. Благодаря всему этому любой автомобиль с нешипованными шинами отлично держится как на асфальтированной сухой дороге, так и на мокрой или снежной. А многие модели зимних шин липучек не уступают шипам даже на льду.

Если автомобиль чаще используется для передвижений по городу, то нешипованные шины для этого подойдут как нельзя лучше. Это мнение многих экспертов. И особенно оно касается шин из Европы. Дело в том, что европейский тип шин имеет особый рисунок, представляющий собой что-то вроде сети водоотводных каналов с крупными грунтозацепами по краям. Ламелей на таких шинах очень много, поэтому очищение и осушение мест контакта шин с дорожным покрытием происходит быстро. Соответственно, и устойчивость машины при зимней езде по городу остается отличной.

Единственным недостатком фрикционных шин является цена. Но этот недостаток можно исключить, если покупать зимние шины бу из Европы, которые по качеству практически ничем не отличаются от новых, но в то же время стоят в два — три раза меньше. Таким образом становится очевидно, что если Вы хотите установить на свой автомобиль зимние шины, которые обеспечат вам хорошее сцепление на дорожном покрытии любого типа, то ваш выбор должен однозначно склониться в сторону “липучек”.

Отличие липучки от шипованной зимней резины

Содержание

Предисловие

Зимняя резина изготавливается из более мягкого материала, но, несмотря на это, каждая модель ведет себя по-разному в определенных погодных условиях. Частые смены климата, характерные для России, обязывают автовладельцев заранее готовить свой автомобиль. Снежные завалы, сменяющиеся гололедом или дождем, заставляют задумываться о классе покрышек, подбираемых на зимний период. Еще несколько лет назад в приоритете была шипованная резина. Но сейчас все больше производителей предлагают более универсальный вариант – фрикционные покрышки, которые часто называют «липучкой».

Необходимо отметить, что «липучки» не принадлежат к категории всесезонных шин. Это отдельный вид зимней резины, отличающейся от шипованной технологией изготовления и свойствами.

Основные характеристики шипов

Производители шипуют шины для улучшения сцепления между колесами авто и льдом или плотным снегом. Благодаря этому длина тормозного пути существенно сокращается. Этот класс предназначен для эксплуатации в условиях суровой зимы с обилием снега и гололедами. На чистом и сухом асфальте шипы становятся существенным недостатком, сказываясь не только на авто, но и на покрытии.

Принято считать, что срок эксплуатации «шиповок» значительно сокращается из-за постоянного трения об асфальт. Это соответствует действительности, особенно учитывая тот факт, что зимы не всегда снежные, а коммунальные службы справляются с завалами, поддерживая чистоту на дорогах. При езде по твердому бетону или асфальту выступающие шипы не могут его продавить, тем самым препятствуя должному сцеплению. Но технологии идут вперед и сегодня производитель предлагает усовершенствованную систему – шипы, прячущиеся в протектор под воздействием давления асфальта. При соприкосновении со льдом, они, наоборот, обеспечивают качественное сцепление с поверхностью.

Будет полезно:  Скрипят тормозные колодки что делать?

Следует отметить, что «шипы» негативно воздействуют на дорожное полотно, создавая колеи и стирая разметку. В странах Европейского Союза этот класс запрещен к эксплуатации.

Преимущества и недостатки «шиповки»

Этот класс резины станет отличным решением для частых поездок по проселочной местности и для тех, кто большую часть времени проживает за городом. В таким условиях автомобиль должен иметь хорошую проходимость и справляться с крутыми подъемами и виражами.

Зачастую, такие дороги реже убираются от снега и часто покрываются льдом. Шиповка в таких условиях сможет обеспечить:

Более быстрый набор скорости;

Короткий тормозной путь;

Несмотря на все преимущества, зимние «шипы» имеют и ряд недостатков:

Потеря главных характеристик в условиях экстремального мороза (при температуре ниже -20 градусов, шипы превращаются в бесполезное дополнение);

Повышенный расход топлива;

Высокий уровень шума;

Основные характеристики фрикционной резины

Информация, представленная ниже, продемонстрирует положительные и отрицательные стороны «липучки» и расскажет о том, чем отличается липучка от шипованной резины.

В первую очередь, разница в том, что фрикционные шины не оснащаются шипами. Они производятся из усовершенствованной резинотехнической смеси, сохраняющей эластичность даже при наступлении сильных морозов. При падении температуры ниже отметки -30 градусов, ломаются молекулярные связи, но быстро восстанавливаются под воздействием нагрева от трения. Благодаря этому, начинает функционировать только внешняя ламель – кромка шины, а центральная часть остается твердой.

Сочетание большой глубины протектора, мягкого компаунда и множества ламелей обеспечивает rрупное и стабильное пятно контакта с поверхностью, быстрый отвод воды и хорошее сцепление. Еще одно отличие «липучки» – высокая адаптивность. Более мягкая поверхность, в зависимости от погодных условий, заставляет их буквально «прилипать» к дорожному полотну. Максимальная эффективность этого вида покрышек достигается на рыхлом снегу, сухом и мокром асфальте. Кроме этого, «липучка» сохраняет свои свойства даже при экстремально низких температурах, где «шипы» замерзают и дубеют. Эта резина станет идеальным вариантом для использования в период межсезонья и первых заморозок.
Некоторые производители добавляют в состав смеси для изготовления «липучки» мельчайшие твердые частицы, что имитирует «микроскопические шипы», усиливая трение с поверхностью.

Виды фрикционной резины

На рынке представлено два разных типа «липучки», имеющих свои особенности:
1. Европейская
Этот вид напоминает привычную «всесезонку». Идеально подходит для эксплуатации в регионах с мягким климатом, без резких перепадов и значительных понижений температуры ниже нуля. На упаковку наносится пометка «Для мягкой зимы». Европейские шины имеют другие индексы скорости: H (210 км/ч) и V (240 км/ч). Рисунок протектора – диагональный, с большим количеством тонких прорезей, мощными грунтозацепами по периферии и водоотводными каналами. Предназначены для обеспечения максимального сцепления с дорогой в условиях дождя и мокрого снега.

2. Арктическая (скандинавская)
Именно такая резина предназначена для использования в зимний период и морозы. Производитель наносит маркировку «Для северной зимы». Максимально допустимая скорость индексируется следующим образом: Q (160 км/ч), T (190 км/ч), R (170 км/ч). Может быть указан один или сразу несколько показателей. Протектор имеет ромбовидный узор в виде шашек с глубиной около 1 см., расположенных в шахматном порядке. Промежутки между линиями более широкие, что обеспечивает лучшую проходимость в условиях заснеженных дорог и сугробов.

Преимущества и недостатки фрикционных покрышек

«Липучки» имеют множество преимуществ:

Они обеспечивают короткую длину тормозного пути как на сухом асфальте, так и на заснеженном;

Повышают управляемость и маневренность машины;

Не способствуют увеличению расхода топлива;

Не вредят дорожному покрытию и разметке;

Не образуют шума при езде.

На влажном покрытии этот класс резины значительно снижает управляемость;

При высокой температуре или езде по сухому асфальту материал начинает размягчаться и «плыть» на поворотах и в момент торможения.

Какую резину выбрать

Многие свойства и характеристики зависят от конкретной модели резины. Определить оптимальный вид можно исходя из предполагаемых условий эксплуатации покрышек.
Обратите внимание! «Липучки» рекомендуется приобретать в случае использования в городских условиях. Если же большую часть времени машина находится в условиях суровой и снежной зимы, лучше отдать предпочтение классической шипованной резине.

Что лучше “липучка” или шипованная резина

Дата публикации: 22 августа 2018 .
Категория: Автотехника.

Постоянно меняющийся климат создает для автовладельцев большое количество проблем. Раньше в условиях суровой зимы ни у кого даже не возникало вопросов касательно того, какие покрышки лучше всего выбирать на зиму. Шипованная резина всегда была в приоритете. Однако, когда на дороге появляется жидкая смесь из грязи, снега и воды, которая периодически покрывается тонким слоем льда, автовладельцы встают перед выбором – приобрести привычную «шиповку» или современные «липучки».

Чтобы определиться в этом вопросе, стоит сразу сказать, что «липучки» не имеют никакого отношения к всесезонным шинам, как принято полагать. Такие изделия относятся к одному из классов зимней резины, который отличается по своим характеристикам от «шиповки».

Особенности «шипов»

Некоторые отказываются от покупки «шиповки», так как считается, что она быстро стирается об асфальт. Это действительно так. Особенно если учитывать, что нынешние зимы чаще балуют автовладельцев отсутствием снега. Однако, прогресс не стоит на месте, и сегодня в продаже несложно найти модели, которые оснащены шипами, которые «прячутся» в протектор под влиянием давления, которое на них оказывает асфальт. В ситуации, когда машина едет по льду, шипы наоборот «вылезают» наружу, и так как лед отличается меньшей плотностью, чем стандартное дорожное покрытие, то шипы под весом автомобиля начинают впиваться в ледяную дорогу.

Будет полезно:  Как сделать бензиновый двигатель своими руками?

Немаловажное значение имеет и то, что во время езды шины автомобиля с силой трутся о дорогу, из-за чего под колесами всегда образуется слой влаги, чья температура отличается от показателей окружающей среды. В этой ситуации обычная «шиповка» заметно теряет свои характеристики.

Полезно! Поэтому для заснеженных трасс рекомендуется выбирать шипы противоскольжения, которые улучшают уровень сцепления колес с дорожным полотном.

Также сравнивать «шипы» и «липучки» сложно из-за того, что первые изделия могут отличаться по уровню выступа шипов. Как правило, после обкатки стандартные шипы выступают над протектором на 1,2 мм, однако есть модели, в которых это значение доходит до 2 мм. В этом случае, такие колеса будут вне всякой конкуренции, так как по тестам они показывают лучший результат.

Большое значение играют погодные условия, качество дороги и стиль езды автовладельца. В зависимости от этого «шипы» будут более выгодным или наоборот не самым лучшим приобретением.

Плюсы и минусы «шиповки»

Покрышки этого типа больше подойдут тем, кто проживает в пригороде или вовсе решил перебраться загород. В таких условиях колеса должны отличаться хорошей проходимостью. Машина должна без проблем справляться с крутыми поворотами и резкими виражами.

Как известно такие дороги реже убираются и практически всегда покрыты рыхлым снегом или льдом. Шипы подходят для этой ситуации больше всего, так как они могут похвастаться:

  • небольшим тормозным путем;
  • лучшим сцеплением;
  • хорошей устойчивостью;
  • тем, что не придется сталкиваться с заносами.

Автомобиль, на которым установлены «шипы» лучше тормозит и быстрее развивает скорость в условиях обледенелой дороги. «Липучки» немного отстают по этим показателям.

Однако «шиповка» обладает и несколькими недостатками:

  • довольно высоким уровнем шума;
  • повышенным расходом топлива;
  • потерей своих характеристик в условиях сильного мороза (при -20-25 градусах шипы нередко превращаются в совершенно бесполезный атрибут).

В плане морозостойкости фрикционные шины показывают лучшие показатели.

Особенности «липучек»

Фрикционные покрышки не оснащены шипами. Они изготавливаются из особой резинотехнической смеси, которая способна сохранять свою эластичность при более низких температурах. Даже при -30 молекулярные связи ломаются, но потом восстанавливаются. Благодаря этому при нагреве во время трения о дорожное покрытие, начинает работать только внешняя кромка шины, а ее внутренняя часть остается достаточно твердой. Кроме этого такие покрышки отличаются повышенной адаптивностью в зависимости от погодных условий. Благодаря более мягкой поверхности эти шины буквально прилипают к влажному дорожному покрытию (именно поэтому их и называют «липучками»).

Также такие модели обладают и массой других преимуществ.

Плюсы и минусы «липучек»

Среди основных достоинств фрикционных покрышек:

  • отсутствие шума, как у шипованных аналогов;
  • пониженный расход топлива;
  • короткий тормозной путь на сухом или заснеженном асфальте;
  • улучшенное управление авто.

Есть у «липучек» и довольно серьезные недостатки. Например, если стоит солнечный день зимой, то на дорожном полотне образуется тонкий слой воды. В такой ситуации фрикционные шины становятся причиной ухудшения управляемости машины. Однако, такая проблема больше беспокоит только новичков, опытные водители легко справляются с такими недостатками.

Еще один минус заключается в том, что в условиях повышенной температуры или во время езды по сухому асфальту резина фрикционных покрышек «обмягчается» и начинает «плыть» во время торможения и поворотов. Из-за этого ухудшается управляемость авто, тормозной путь становится длиннее. Если же в таких условиях окажется «шиповка», то благодаря жесткости таких покрышек и наличии «зацепок» автомобиль будет оставаться «послушным».

Полезно! «Липучки» рекомендуется покупать в том случае, если авто используется в городских условиях.

Еще один важный нюанс – «липучка липучке рознь». Дело в том, что фрикционные шины бывают:

  • Арктическими (также их называют скандинавскими). Только такие покрышки подойдут для суровой зимы. Производитель обязательно должен указать, что изделия подходят для северной зимы. Также такие покрышки выпускаются с индексами максимальной скорости Q (160 км/ч), T (190 км/ч), R (170 км/ч). При этом может быть указано сразу несколько показателей.
  • Европейскими. Такие шины больше напоминают «всесезонку», поэтому они больше подходят для использования в регионах с мягким климатом и теплой зимой. На упаковке таких шин обычно указывается «для мягкой зимы». Помимо этого европейские шины отличаются другими индексами скорости. На них обычно указывается H (210 км/ч) или V (240 км/ч).

Таким образом, многое зависит от конкретной модели. Чтобы определить с лучшим выбором, можно провести самостоятельный тест драйв или ознакомиться с результатами готовых проверок.

Сравнительные тесты

В проверках принимали участие только скандинавские «липучки» и «шиповка». Для, того, чтобы определить лучшие покрышки было произведено несколько испытаний, с результатами которых будет интересно ознакомиться.

Название дисциплины
Результат «липучек» Итог
Торможение на мокром асфальте Скорость – 80 км/ч
Использование АБС
Мокрый асфальт
Тормозной путь 33,1-41,1 м Тормозной путь 35,5-38,7 Небольшая разница (от «шипов» многие ожидали более скудных результатов)
Торможение на мокром асфальте Скорость – 80 км/ч
Использование АБС
Сухой асфальт
Тормозной путь 30,2-33,1 Тормозной путь
33,5-35,7
Небольшой разброс
Маневр «переставка» («лосиный тест») Сухой асфальт Скорость маневра 63,7-59,7 км/ч Скорость маневра 62,4-60,0 км/ч Оба типа покрышек проявили себя хорошо
Торможение на льду Скорость 25 км/ч Тормозной путь 13-13,5 м Тормозной путь 13,2-14,8 «Шипы» явно выигрывают
Проезд по «ледяному кольцу» Заезд на ледяных трассах Время прохождения трассы 34,3-38,3 с Время прохождения трассы 25,8-29,8 с «Шипы» снова показывают лучший результат
Проезд по «ледяному кольцу» Заезд на ледяных извилистых трассах Время прохождения трассы 96,0 (результат лучшей липучки) Время прохождения трассы 88,3 с (результат худшей шипованной покрышки) «Шипы» показывают лучший результат
Будет полезно:  Как сделать антифриз своими руками?

Безусловно, на ледяных трассах «шипы» показывают себя намного лучше. Однако, при торможении на мокром и сухом асфальте обе разновидности демонстрируют высокую отдачу. Поэтому выбор зимних изделий напрямую зависит от условий эксплуатации (но, разумеется, немаловажен и производитель, тип покрышки и ее характеристики).

Лучшие модели фрикционных и шипованных покрышек

Есть несколько моделей резины, которые показывают наилучшие результаты. Если говорить о лучших фрикционных покрышках, то ниже представлена пятерка изделий, которые успешно справились со всеми испытаниями.

Модель
Страна-производитель Индекс максимальной скорости Стоимость, руб
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV Финляндия R 9 500
Bridgestone Blizzak VRX Япония Q/S/T 4 300
Michelin X-Ice Xi3 Франция T 3 800
Goodyear Ultra Grip Ice 2 Америка T 3 200
Nokian Nordman RS Финляндия R 3 000

Если говорить о шипованных моделях, то лучшими считаются следующие изделия.

Модель
Индекс максимальной скорости Nokian Hakkapeliitta 8 SUV Финляндия T 11 100
Gislaved NordFrost 100 Швеция Q 4 500
Dunlop Grandtrek Ice02 Великобритания T 4 400
Goodyear Ultra Grip Ice Arctic Америка T 3600
Michelin X-Ice North Франция T/H 3 400

Сравним и узнаем, какая резина лучше – шипованная или липучка

Довольно часто можно услышать споры о том, какая зимняя резина лучше: шипованная или липучка. Многие автомобилисты убеждены, что ошипованные модели отлично показывают себя на снегу, но плохи на чистом асфальте. Что же касается езды только в городе – необходима липучка. Что из этого правда, а что миф, разберемся.

Липучка

Липучка – она же всесезонка представляет собой зимние покрышки без шипов. На самом деле слово “липучка” – является рекламным ходом. Это фрикционные покрышки.

Характерное отличие липучки от оппонента данного спора протекторный рисунок и различный состав самой резины.

Шины-липучки – отличный вариант для зимы

Чтобы создать безупречное сцепление с дорогой и хорошую управляемость автомобиля, производители нешипованной резины берут в качестве основы эластичный, мягкий и в то же время умеренно жесткий каучук.

Покрышки подобного плана неплохо ведут себя в условиях снегопада, слякоти и дождя. В протекторном рисунке моделей данного типа существует множество глубоких ламелей. Основная их задача – отведение снега, воды, мелких кусков льда и грязи из-под пятна покрышки. Таким нехитрым способом увеличивается эффект прилипания резины к дороге.

Модели указанного типа совсем немного уступают шипованным в условиях обледенелой дороги. На заснеженном покрытии шипы не играют никакую роль, так как вся нагрузка идет на протектор. В таких условиях фрикционные колёса имеют преимущество.

В споре, какая резина лучше – шипованная или липучка, есть еще один момент. Фрикционные покрышки многими обозначаются, как модели, которые подходят автомобилистам южных регионов. Это не так. Липучки бывают двух видов:

  • арктические – больше подойдут для холодных регионов.
  • европейские – созданы для регионов с мягкой зимой и не существенным морозом.

Липучка от Мишлен

  • сохранение относительной мягкости в мороз;
  • отличное сцепление на мокром асфальте;
  • отсутствие шума
  • длительный срок эксплуатации;
  • сохранность дорожного полотна.

  • длинный тормозной путь на насте и по льду;
  • снижение управляемости на обледенелом покрытии;
  • уменьшенная проходимость по глубокому снегу.

Липучка неплоха на мокром снегу

На сегодняшний день фрикционные колёса делаются из очень качественной резины, поэтому отзывы на эти колёса в основном положительные.

Шипованная резина

Она разработана специально для использования в холодные месяцы года. Зимние шипованные покрышки достаточно сложно устроены. Они состоят из:

  • протектора;
  • базы, которая соединяет протектор с внутренними слоями покрышки;
  • корда;
  • прокладок, которые располагаются между стальным кордом;
  • бортов шины;
  • и шипов.

Последние располагаются в углублениях резины.

Шипованная резина обеспечит хорошее сцепление с дорогой

Разновидности моделей с шипами

Рассматриваемые покрышки имеют различные рисунки протектора, а также шипы разных размеров, с отличающимся расположением и количество металлических эелемнтов. Шипы на таких покрышках могут быть двух видов.

Круглые. Считаются самыми распространенными. Почти все бюджетные покрышки оснащаются круглыми шипами. Но, они довольно непрактичны. Имеют свойство быстро вылетать и обеспечивают плохое сцепление с асфальтом.

Резина с круглыми шипами

Овальные – это улучшенные элементы, которые намного надежнее цепляются за дорожную поверхность. Автомобиль, оборудованный зимней резиной с овальными шипами, редко уходит в занос. Овальной формы детали стоят дороже.

При этом категорически не рекомендуется устанавливать одновременно и овальные, и круглые шипы на одну покрышку. Это может привести к снижению эффективности во время торможения автомобиля.

Трёхгранные. Отличается от предыдущих моделей не только формой, но и характеристиками. Под каждым шипом расположены мягкие резиновые прослойки. Когда температура на улице достигает выше +7 градусов, элемент автоматически прячется внутрь резины и выскакивает только тогда, когда температура вновь упадет.

Резина с трёхгранными шипами

  • имеют безупречное сцепление с дорогой во время гололёда;
  • обеспечивают максимально короткий тормозной путь авто;
  • характеризуются хорошей проходимостью по заснеженной местности.

  • очень шумные, особенно на голом асфальте;
  • сцепление с мокрой дорогой оставляет желать лучшего;
  • при использовании колёс с шипами создаются дополнительные вибрации на руль;
  • срок службы меньше, чем у аналогичных моделей без шипов;
  • при езде по обычному асфальту шипы быстро стираются, особенно если обута дешёвая модель.

Трехгранный шип вблизи

Заключение

Решая, какая зимняя резина лучше – шипованная или липучка, критерием для оценки выбирайте климатические условия собственного региона.

Шипы будут отличным вариантов для автомобилистов, проживающих в северных регионах страны в небольшом городке или деревне. Там выпадает много снега и проезд часто затруднён. Липучку стоит покупать, если вы – житель юга или крупного города. В таких условиях гололёд – явление редкое, а, значит, нужды в шипах нет.

А вы лично сравнивали управляемость авто с той или иной резиной в разных погодных условиях?

Источники:

http://blacktyres.ru/informaciya/reviews/otlichie-lipuchki-ot-shipovannoj-zimnej-reziny/

http://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/280-shipy-i-lipuchki.html

http://mycary.ru/how/explotation/lipuchka-shipovannaya-chto-luchshe.html

http://avto-i-avto.ru/avtoximiya/smazka-dlya-rezinovyx-uplotnitelej.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector